К 85-летию народного артиста Олега Табакова: жена и близкие друзья рассказали, каким он был | Nastroy.net

19.08.2020 00:47

На днях была знаменательная дата. 85 лет назад на свет появился Олег Табаков, которого мы помним как великого артиста, создателя двух замечательных театров, отца прекрасных детей. Со стороны он всегда выглядел как радостный, легкий и счастливый человек. Каким он был на самом деле? Об этом рассказали его друзья и жена, Марина Зудина.

Считал себя обязанным и отдавал долги

Елена Пакалина, которая является одной из хранительниц в Музее Табакова, находящемся в Саратове, во Дворце пионеров, рассказала, что родной город очень много значил для него. Так, ему удалось выбить средства на ремонт Дома пионеров.

На малую родину Олег Павлович приезжал очень часто. Он был здесь один, а также вместе со своим семейством и с актерами "Табакерки" и МХТ. У него была убежденность в том, что, по его выражению, необходимо отдавать долги. Дворцу пионеров, где он занимался в детской театральной студии, Табаков передал в дар зрительские кресла для целого зала, технику для дискотек, музыкальный центр, большой телевизор.

Относился к деньгам как к хлебу

В детстве Олег Табаков дружил с Юрием Пугачевым, их дружба продолжалась всю жизнь. У Юрия вызывало восхищение отношение Олега Павловича к своим детям. Он общался с ними на равных, видя в них личности. К младшей дочке Машеньке он испытывал безумную любовь и рассказывал о ней постоянно, даже чаще, чем о Павлике. Как-то Олег Павлович сказал другу, что она активная, весьма яркая, и характером, очевидно, пошла в отца.

А также Пугачев характеризует Табакова как человека щедрого, обладающего добротой и мудростью, однако знавшего счет деньгам. В один из приездов в Саратов мэтр посетил Дворец пионеров. Когда он шел через расступившуюся толпу, увидел 10 копеек, блестевшие на дороге. Табаков попросил Юрия закрыть его, он наклонился и поднял монетку. А позднее сказал, что к деньгам относится как к хлебу: душевно и внимательно, не выбрасывая и не разбрасывая.

Дороже всего было его внимание

Сегодня в качестве худрука Театра Табакова выступает Владимир Машков. Он вспоминает, что в день рождения (и не только) учителя его ученики стремились чем-нибудь порадовать. Например, привозили его любимые лакомства, какие-то оригинальные игрушки, забавные мелочи. Сам он все время подкармливал своих подопечных. Но дороже всего было его внимание.

Наверное, его подарком Табакову, по мнению Машкова, можно считать спектакль под названием "Номер 13", бывший мхатовским хитом и который был восстановлен, так как мастер очень хотел этого. Олег Павлович очень радовался, на премьеру надел нарядный голубой костюм и буквально летал. А после этого бегал еще четыре года!

Что касается подарка от учителя, то его Машков всегда носит с собой. На день рождения он получил две монетки. Одну из них от Табакова, а вторая была передана Евгением Евстигнеевым через Дениса, сына великого актера. Теперь у Машкова два кулона на цепочке, которые сделаны из золотых монет, это его талисманы, и они ему помогают.

Был настоящим хозяином и созидателем

Вдова Олега Павловича, Марина Зудина, отмечает, что он чувствовал себя счастливым человеком. Он был большим жизнелюбом. Несмотря на то что сложностей в его жизни хватало, он не зацикливался на поражениях, неудачах и двигался дальше. Олег Павлович был созидателем, получая огромную радость.

Он являлся настоящим хозяином, строителем. Даже если не говорить об учениках, абстрагироваться от актерских работ, от того, что был создан театр, были открыты новые имена в режиссуре, то остается много материального.

Имеется ввиду театр на улице Чаплыгина, его новый корпус, находящийся на Сухаревской, и колледж, выстроенный взамен общежития. Вместо двухэтажного дома возведено прекрасное строение, где на бесплатной основе обучаются ребята со всей страны.

Нельзя не упомянуть и о квартирах для сотрудников театров, и о новой сцене МХТ, на которую были собраны частные деньги.

Важным был лишь талант

Марина Зудина рассказала, что к артистам Табаков относился в зависимости от их таланта. Для него неважными были характер или свойство быть приятным человеком. Иногда его увлекала актерская индивидуальность, но если не было ее развития, приходилось расставаться.

В каждом из театров существовали здоровые рабочие отношения, их суть зиждилась на надежности людей, на единстве по "группе крови". Никаких приближенных у мэтра не было. Дружеский кружок был узок, в него в основном входили товарищи молодости, политики, бизнесмены.

Олег Павлович был против всяческого насилия, и в любые времена он ощущал себя свободным. Мог разогнать полностью весь курс, набрав новый. Если видел, что человек талантлив, мог сразу же зачислить на третий курс. Он не имел привычки оглядываться и стремился раздвигать границы возможного.

Умел создавать радостное пространство, поэтому к нему тянулись окружающие. Он понимал несовершенство мира, но старался менять его рядом с собой. Он делал лучше тех, кто находился возле него. Своих учеников он как будто "подсвечивал" изнутри прожектором, как артистов, выходящих на сцену.

В 80 лет был современен

Зудина поведала о том, как мастер относился к созданному им театру. Олег Ефремов строил театр социальный, будучи режиссером-гражданином. Что касается Олега Табакова, то ему был особенно близок театр, являющийся зрелищем, источником эмоций. Тем не менее к Ефремову выражал пиетет, считая учителем.

Последний относился к редким руководителям, которые не боялись приглашать мощных, талантливых режиссеров. Табаков поступал также. Иногда он звал таких постановщиков, чья эстетика не была ему близка, и в его театре они чувствовали себя комфортно.

Табаков обладал доверительностью, если же постановки не удавались, просто снимал их, не подвергая переделке. Олегу Павловичу было свойственно поддерживать новое. Тем более, что МХТ начинался в качестве театра современной драматургии. Табаков и сам был весьма современным. Даже когда ему было 80 лет, он мог осваивать современный актерский язык, отказываясь от наработанного.

Марина отметила, что в последние годы аккумулятором для Олега Павловича была его дочка Маша. Ее он любил безмерно. Она очень сильно заполняла эмоциональное пространство отца. Конечно же, ощутимую поддержку оказывали жена и сын Павел. А еще большая любовь всех тех, кто служил в двух театрах.

Источник