Анна Качалина многие годы была близкой подругой знаменитой певицы из Польши Анны Герман, работала на студии грамзаписи «Мелодия» и сыграла важную роль в судьбе многих артистов и певцов Советского Союза. Вся ее жизнь была посвящена творческой работе и общению с исполнителями песен, композиторами и поэтами.
Биография А. Н. Качалиной
Родилась Анна Николаевна Качалина (1927-2012) в Москве в семье, в которой несколько поколений имели отношение к искусству. Окончив музыкальное училище при Московской консерватории, она получила специальность дирижера хора и в середине 1950-х была направлена в поселок-порт Дальний в Китае, где организовала среди советских военнослужащих несколько хоровых групп.
Местом ее работы была школа №4 г. Дальнего, где она представляла делегацию работников школ провинции Ляонина. Проработав несколько лет, она переехала в Албанию.
В 1960-е годы она вернулась в Москву, заняла должность редактора Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия». В ее обязанности входила работа с исполнителями, композиторами и поэтами, участвующими в творческом процессе и создании современных эстрадных песен. Она курировала процессы аранжировки, записи фонограммы, утверждение репертуара исполнителей, который представлялся на художественный совет. Качалина тесно контактировала с поэтами и композиторами, что позволяло ей помогать в творческой жизни многим исполнителям.
Выполняя функции продюсера, Качалина была ответственной за выбор песен и все творческие этапы их написания. Таким образом, она отвечала полностью за формирование музыкальных вкусов нескольких поколений людей в СССР. Работала в такой должности в 60-70-е годы, которые для Советской эстрады стали самыми яркими и насыщенными.
А. Качалина и ее вклад в советскую эстраду
Фирма «Мелодия» в те времена была единственной студией грамзаписи, и все пластинки выпускались и записывались только на ней. Причем без решения и одобрения главного редактора Качалиной не могла выйти ни одна из них. Работая с такими известными певцами, как М. Магомаев, В. Высоцкий, А. Герман, Б. Окуджава, С. Ротару и др., Анна Николаевна со многими из них тесно общалась и имела дружеские отношения.
Самой близкой подругой для нее стала польская певица Анна Герман. Именно благодаря Качалиной к ней пришла известность в СССР. Пригласив для работы в Москву А. Герман, редактор "Мелодии" активно принимала участие в ее судьбе: знакомила с композиторами, предоставляла возможности для записи песен на студии.
Вся биография Анны Качалиной связана с ее работой, которую она всегда выполняла с душой и любовью. Она искренно относилась к артистам, прикладывала все усилия, чтобы помогать им в творчестве.
К ней домой часто приезжали артисты, поздравляя с семейными праздниками. Она была редактором нескольких популярных альбомов таких известных звезд советской эстрады, как София Ротару и Алла Пугачева.
Качалина и творчество бардов
Работая редактором эстрадного отдела на студии грамзаписи «Мелодия», Анна Качалина помогала очень многим авторам делать записи и выпускать пластинки. Некоторые проблемы существовали тогда в работе с советскими бардами, которых по политическим мотивам часто не допускали в свободный эфир.
Анна Качалина очень хорошо относилась к В. Высоцкому и его творчеству, помогая делать записи, подбирая аранжировку на фирме «Мелодия». Однако с выпуском пластинки работа затормозилась. Только после выхода фильма «Вертикаль» (1966), в котором Высоцкий исполнял несколько песен, удалось «протолкнуть» его миньон из 4 песен. Он вышел в 1968 г.
В период, когда в СССР существовал запрет на авторскую песню и бардов, Качалиной удавалось записывать и выпускать диски с записями Булата Окуджавы и других. Практически нет исполнителей, в судьбе которых Качалина не сыграла бы положительную роль, всячески помогая им в творчестве.
Они познакомились в 1960-е годы
Их знакомство состоялось в начале 1960-х годов, когда восходящая звезда Польши Герман приехала работать и записывать новые песни в Москву. Анна Качалина работала редактором фирмы «Мелодия» и, общаясь некоторое время, женщины подружились. Две Анны – обе высокие и худощавые, похожие в чем-то внешне, кроме цвета волос. Их даже прозвали двумя Анями: «светленькой и черненькой».
Качалина была энергичной по характеру женщиной, которая активно работала в сфере искусства, однако всегда оставалась в тени, за кадром. Их сблизило похожее отношение к жизни, к окружающим людям, собственные понятия о долге и чести, отношение к зрителям и поклонникам. Недаром в своей переписке впоследствии они не раз называли друг друга сестрами.
Анна Качалина, подруга Анны Герман, сразу же смогла распознать музыкальный и человеческий талант певицы, оценить ее жажду к творчеству, обаяние и благородство.
Не все знают, что это за профессия – музыкальный редактор, однако именно от работы такого человека, его уровня образованности и вкуса зависит то, как сложатся взаимоотношения певца, композитора и поэта, работающих совместно над своими произведениями – песнями. А также правильный подбор аранжировки и проведение процесса звукозаписи.
Анна Герман – польская певица
Анна Герман (1936-1980) – знаменитая польская певица, имеющая уникальный и проникновенный голос, родилась в 1936 г. в узбекском городе Ургенче. Ее репертуар и аристократические манеры положили основу ее сценическому образу и завоевали восхищение множества поклонников в Советском Союзе и Польше.
Анна Евгеньевна имеет по происхождению немецко-голландские корни, а со стороны отца – польско-немецкие. Ее мать была учительницей немецкого языка, и в семье все разговаривали на немецком, отец – бухгалтером, в 1938 г. он был обвинен в шпионаже (ложно) и расстрелян. После потери отца в семье случилось еще горе – умер ее брат Фридрих. В отчаянии они с матерью скитались из города в город, пытаясь также уточнить информацию об отце. Они постоянно переезжали, живя в Киргизии, Узбекистане, Казахстане.
Затем мать вышла замуж повторно за польского офицера, который погиб в 1943 г. Благодаря этому в 1946-м семья переехала в Польшу и поселилась во Вроцлаве.
В детстве Анна Герман занималась музыкой и рисованием, затем поступила на геологический факультет университета. Принимая активное участие в студенческой самодеятельности, стала актрисой театра «Каламбур», после чего приняла решение о карьере певицы. Она успешно сдала экзамены, стала заниматься профессионально работой на эстраде.
Выступив в 1963 г. на фестивале в Сопоте, она заняла 3-е место, после чего на Всепольском фестивале одержала полную победу. В 1966 вышел ее первый альбом «Танцующая Эвридика», а затем его русскоязычная версия. В этот период Анна Герман начала гастролировать, выступая в Москве, Бельгии, Италии и др. В 1966-м она дебютировала в эпизодической роли в кинофильме «Морские приключения», однако карьера киноактрисы не сложилась.
Авария и лечение А. Герман
После заключения контракта со студией звукозаписи в Италии Анна поехала в Рим. Здесь она с успехом выступила на знаменитом фестивале в Сан-Ремо, а затем — в Неаполе, Монте-Карло и Каннах. Гастроли в Италии были очень напряженными, а устроители пытались на всем экономить, даже не предоставив ей личного шофера.
Летом 1967 г. на горной дороге Герман попала в автомобильную аварию, случившуюся из-за собственного импресарио, который уснул за рулем. Первые 2 недели она провела в состоянии комы, выйдя из которой, не узнавала своих близких, она даже не помнила, кем была.
Получив переломы ног, рук и позвоночника, она 3 месяца пролежала в итальянской больнице, а затем ее перевезли в Варшаву. Ей сделали несколько операций, вставив в поврежденные кости металлические штыри. Только после этого она ценой неимоверных усилий смогла встать на ноги, начать ходить.
Вместо славы и почета, которые ее окружали до трагедии, она жила первые месяцы в бедности и нужде из-за финансовых трат на операции и восстановление. И здесь ей очень помогли письма подруги, Анны Николаевны Качалиной, которая в Москве уже подбирала ей для записи новые песни.
А. Герман мечтала опять выйти на сцену, однако побаивалась долгожданной встречи со зрителями: боялась забыть слова песни, головокружения на сцене. Преодоление последствий не только физической, но и психической травмы ей помогла совершить подруга из Москвы. В эти месяцы она начала писать собственные песни:
- цикл «Человеческая судьба», в котором пыталась выразить все свои мысли и пережитые трудности;
- «Освенцимская оратория», написанная после прочтения записей одной из узниц концлагеря.
На восстановление способности ходить и двигаться, а затем творческую реабилитацию у Герман ушло 3 года жизни. Все это время она отважно верила в свое исцеление, боролась за возможность нормально ходить, двигаться, мечтала опять выйти на сцену. В эти годы она вышла замуж за Збигнева Тухольского (по профессии он был инженером), с которым была знакома с 1960-го года. Все эти годы он помогал ей выздороветь и вернуться к активной жизни.
В 1970-м она начала первые репетиции. Приезжая в Москву, они совместно с Анной Качалиной занимались подбором и разучиванием новых песен. В СССР А. Герман записала 4 диска-гиганта и 85 миньонов.
Покорение Герман советской публики
Начиная с 1969 г., А. Герман стала постепенно набирать популярность в Советском Союзе. Она начала активно сотрудничать со студией грамзаписи «Мелодия», где и познакомилась с ее главным редактором, а затем стала подругой Анны Качалиной. Анна Герман одной из первых записала знаменитую песню «Надежда» после того, как Качалина познакомила ее с Пахмутовой. В эти годы часто выступает на советских музыкальных фестивалях. Ей пишут музыку такие известные композиторы и поэты, как А. Пахмутова, О. Фельцман, В. Шаинский, с которыми Герман познакомила А. Качалина. Исполняя их композиции, певица приобрела еще большую популярность.
В 1975-м, после цикла телепрограмм «Поет А. Герман», певица проехала по многим городам СССР с гастрольным туром, всюду ее принимали с овациями восторженные поклонники.
Она постоянно живет на 2 города, переезжая из Вроцлава в Москву и обратно. Записи и выпуск пластинок следуют одни за другими, причем многие песни исполняются уже и на русском языке. В эти годы ее единственной подругой была А. Качалина. Все знакомые их при встрече даже называли Аня Черненькая и Аня Беленькая. Приезжая в Москву, Герман часто поселялась в доме Качалиной, где жили вместе с ней ее старенькие родители.
Когда Герман жила в гостинице, то родители Качалиной ей часто привозили домашнюю еду (жареную картошку, огурцы и т. д.). В 39 лет Анна Герман решилась родить ребенка, хотя врачи запретили ей это делать из-за последствий травмы. Младший Збышек родился в ноябре 1975, принеся в семью счастье и радость.
Когда Герман находилась в Польше, подруги часто переписывались. Герман писала часто в своем сыне Збышеке, главной радости ее жизни. Она скучала по московской Ане и по работе над песнями, по встречам с творческими людьми.
Болезнь А. Герман
В 1979-м году из-за болей в ноге Анна обратилась к врачам и услышала страшный диагноз «саркома». Несмотря на это она продолжила гастроли, выступив в Австралии, Казахстане. На концерте в Москве она даже потеряла сознание. По возвращении в Польшу ей были проведены операции, однако они не помогли.
Состояние Герман ухудшилось в августе 1982-го, ее поместили в военный госпиталь в Варшаве. Однако врачи уже ничего не могли сделать, 25 августа певица скончалась. Она похоронена в Варшаве.
Воспоминания и письма
В московской квартире А. Н. Качалиной ежегодно 25 августа, в день смерти А. Герман, и в день ее рождения 14 февраля все друзья и поклонники певицы собирались, чтобы зажечь Очаг памяти. На такие встречи несколько раз приезжали из Польши два Збышека (муж и сын Анны).
В архиве у Качалиной сохранилось множество фотографий, публикаций и более 100 писем Герман. Некоторые материалы и письма Анны Герман Анне Качалиной (они переписывались на протяжении 18 лет) были изданы в книге А. Жигарева 1987 года, посвященной певице.
А в 2016-м вышла книга И. М. Ильичева «Анна Герман. 100 воспоминаний о великой певице». В ней приведены воспоминания многих известных людей о польской певице: композиторов А. Пахмутовой, В. Шаинского, А. Морозова, поэтов Н. Добронравова, Р. Казаковой, артистки кино Л. Ивановой и множества других людей, которые с ней общались.
Здесь же приводятся и фотографии, и воспоминания Анны Качалиной об Анне Герман, которая передала архив Ильичеву лично в руки специально для издания этой книги. Как писала в своих письмах Герман, она была счастлива, когда работала и записывала песни, выходила на сцену под аплодисменты своих поклонников.
Последние годы
После смерти Анны Герман Качалина в 1982 году вышла на пенсию, однако многие артисты продолжали с ней дружить, они приходили в гости, приносили на праздники цветы. Она была оптимистом, никогда не теряла бодрость духа, даже оставаясь одна. Личная жизнь Анны Качалиной была связана только с ее родственниками (родителями, сестрой) и друзьями.
Благодаря ей в Москве появился клуб поклонников Анны Герман. Она часто посещала его, не пропуская ни одного значимого события. Качалина всегда соглашалась на интервью, часто рассказывала о своих друзьях, помогала в создании книг и творческих встреч, посвященных Анне Герман и другим исполнителям.
Она вела активную жизнь до своих последних дней. К юбилею, когда ей исполнилось 85 лет, друзья помогли ей сделать ремонт в квартире, что произошло всего за 2 месяца до ее смерти. 19 апреля 2012 г. сердце Качалиной остановилось. Как глубоко верующего человека ее было решено отпевать в церкви Феодора Студита, расположенной недалеко от дома.
Анну Качалину похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве, отдавая дань ее неутомимой деятельности, которая способствовала развитию и процветанию культурной жизни страны.