Конкурс «Евровидение» - один из самых рейтинговых в мире, и в Украине, где его решено провести в 2017 году, это хорошо понимают, как и то, что качество подготовки будет оцениваться очень строго, а тот или иной результат может серьёзно повлиять на общий имидж страны. Начало близится, к 13 мая всё должно быть готово, а лучше, конечно, хоть немного раньше, чтобы успеть всё проверить-перепроверить. Но сведения о том, как идёт подготовка, внушают некоторые опасения. Что-либо переигрывать уже поздно, и у Европейского вещательного союза возникают обоснованные опасения в успешном соблюдении графика. Так что же происходит в Киеве? Состоится ли «Евровидение» и не станет ли оно очередным позором действующей украинской власти?
Всё по плану
Попытка успокоить международную и украинскую общественность, музыкальную и не совсем, была предпринята Павлом Грицаком, заместителем генерального директора НОТУ (Национальной общественной телекомпании Украины), курирующим проект «Евровидения-2017». Суть его заявления, прозвучавшего 16 февраля, состояла в том, что ничего страшного не случилось, практически вся команда продолжает работу, и только её не очень значительная часть, как можно было понять, исходя из уверенного тона руководителя, решила уволиться по непонятным причинам. Этот факт, конечно, неприятен, но его последствия полностью устранены всего за три дня (72 часа, как сказал Грицак). А так всё хорошо, подготовка продолжается по плану, поводов для волнений никаких нет. Речь замдиректора НОТУ содержала малопонятные простому жителю страны термины «ивентовая и коммерческая части», «продакшн и производство» (это одно и то же, только по-английски и по-русски), и тому подобные лингвистические изыски, принятые в мире шоу-бизнеса. Заявление должно было внушить уверенность в предстоящем успешном проведении песенного конкурса в Киеве.
Что означает уход «ивент-команды»?
Население Украины уже привыкло в своём большинстве воспринимать речи руководства скорее в эмоционально-интонационном аспекте, чем стремиться понять смысл произносимых им фраз. В данном случае П. Грицак не счёл нужным объяснять, что такое ивент-команда, полагая, очевидно, что это и так всем известно. Термин заимствован из английского языка, на котором разговаривает большинство «акул шоу-бизнеса». Само слово «event» означает некое событие, ради которого разрозненные специалисты объединяются в коллектив, согласованно работающий с целью реализации определённого проекта. Задача этой команды – организация песенного конкурса «Евровидение-2017», и именно она 13 февраля объявила о прекращении работы.
Кто ушёл и почему
Открытое письмо было подписано всеми ключевыми продюсерами «Евровидения-2017», то есть директором НТКУ Александром Харебиным, исполнительным продюсером Викторией Романовой, ивент-продюсером Денисом Блощинским и другими членами команды в общем количестве 21 человек. В качестве причины добровольной отставки они назвали сложившуюся ситуацию, в которой их полномочия оказались существенно ограничены, что не позволяет эффективно работать над проектом, в который уже вложено много сил. Решение не было спонтанным. Руководство исполнительной структуры неоднократно предупреждало о том, что атмосфера крайне неблагоприятна, и выражалось это, в частности, в непрозрачности (нетранспарентности) схем одобрения важных решений, отсутствии юридического оформления взаимных обязательств, срывах сроков проведения тендеров и других моментах, препятствующих выполнению поставленной задачи. При этом Блощинский отмечал высокие профессиональные качества членов команды и огромный объём уже проделанной работы.
Кто виноват?
Возникает вопрос о том, в какой момент исчезла та самая транспарентность, на отсутствие которой указывают авторы письма, ставшего одновременно и заявлением об уходе. Ивент-продюсер Денис Блощинский вместе с директором НТКУ Александром Харебиным указывают, что проблемы начались после не согласованного с ними назначения Павла Грицака, который и прокомментировал это событие в том смысле, что страшного ничего не произошло, а незаменимых нет. Замруководителя Национального телеканала уже занимался подготовкой такого конкурса в 2005 году, так что опыт у него есть. Но главная проблема, как чаще всего бывает, упирается в финансы, а не в нарушение «принципов и ценностей» Блощинского.
Борьба за деньги
Творческие устремления «невероятной команды» нашли воплощение в отборе локации, написании сотен документов и другой «славной работе», что, по всей видимости, достанется в качестве наработок новым менеджерам, найденным за три дня Павлом Грицаком. Трения возникли не вчера, а намного раньше, в ходе реформирования государственного телевидения, превратившегося из национального в общественное (НТКУ переименован в НОТУ). Тогда же, в конце 2016 года, вместо Зураба Аласании руководителем ТВ стал Харебин. Дело в том, что из 1,2 млрд грн., выделенных из бюджета на госфинансирование Общественного телевидения, 900 миллионов предназначены для проведения «Евровидения-2017». Изначально на конкурс предполагалось потратить €22 млн, но Грицак добился увеличения этой суммы до €29 млн. В результате в распоряжении НОТУ остаются средства, недостаточные для полноценного функционирования, не говоря уже о каких-то новых программах. Иными словами, новый шеф одержал убедительную победу, получив доступ к «распилу» бюджетных средств.
Другие проблемы
Борьба за право проведения 62-го песенного конкурса была жёсткой и окончилась неожиданным для многих успехом украинской певицы Джамалы, исполнившей, вопреки правилам, политизированное произведение на тему сталинской депортации крымских татар. Во многом этот успех объясняется аналитиками тем, что некоторые члены жюри просто ошиблись, выбирая кнопку, сама же песня «1944» большой любовью у слушателей не пользуется, хотя качество вокала и в самом деле очень высокое. Но раз уж так случилось, руководство государства ни в коем случае не собиралось отказываться от возможности ещё раз напомнить об Украине в мире, несмотря на идущую в стране войну и крайнюю финансовую стеснённость. Киев явно не готов принимать нужное количество туристов, городская инфраструктура запущена, и даже подходящее помещение выбирали очень долго, из-за чего имели место предупреждения Европейского вещательного союза. Возник и конфликт с Православной церковью, обусловленный намерением проводить церемонию открытия в соборе, построенном в XI веке, что вызывало обоснованные подозрения в возможном богохульстве.
Билеты
Желающих присутствовать на финале конкурса оказалось много, несмотря на высокую стоимость билетов, самые дешёвые из которых стоят €8, а в основном они более дорогие, до €500. Тем не менее в течение четверти часа после выставления их в электронном виде 16 февраля практически все они были раскуплены.
Несколько позже выяснилось, что по причине перегрузки сайта возникли ошибки, в частности наложение текста правил посещения мероприятия на область штрих-кода. Последовала просьба ко всем обладателям билетов проверить электронные документы на наличие этой нестыковки, чтобы, если проблема обнаружится, получить их снова. Эта техническая неувязка, конечно, решаема, хотя и свидетельствует об общем уровне подготовки.
Что будет?
Разумеется, у Европейского вещательного союза, вероятнее всего, несмотря на возникающие проблемы, хватит возможностей обеспечить проведение конкурса, до начала которого осталось менее трёх месяцев. Вопрос состоит лишь в том, насколько близко подойдут украинские организаторы «Евровидения-2017» к грани, за которой ясно видны перспективы полного краха.
Источник
Следующая публикация