В июле состоялась мировая премьера фильма “Капкан”, заявленного как фильм ужасов. Это не совсем типичный хоррор – здесь не будет маньяков, но побороться за жизнь (а заодно и со стихией) все же придется. Убийцей в данном случае выступает аллигатор. А точнее несколько огромных пресмыкающихся, из-за надвигающегося урагана случайно забравшихся в дом. Главной героине и без того проблем хватает, но, загнанная с отцом в ловушку, она вынуждена спасаться… Картина, имеющая пока что невысокие оценки, добралась до российского проката. И уже готовы первые зрительские отзывы. Давайте узнаем, почему сценаристы водружают на хрупкие плечи главных героинь такие испытания и как в жилом районе тихого американского городка появилась целая стая прожорливых крокодилов.
Милые существа
Нет, все же действующими лицами станут именно аллигаторы. Зритель отчетливо может разглядеть этих огромных животных в несколько метров в длину, которые в кадре смотрятся почти натуралистично. Съемки проходили преимущественно с применением спецэффектов – само собой разумеется для подобной картины, но посмотревшие фильм зрители отметили, что претензий к компьютерной графике не имеют. Все достаточно зрелищно и правдоподобно, несмотря на то что действие разворачивается в стенах одного дома.
В главной роли – женщина
Так уж принято, что авторы любят испытывать представительниц слабого пола на прочность. “Капкан” во многом повторяет “Отмель” с Блейк Лайвли, которой приходилось сражаться с акулой. На ум также приходит картина 2010 года “Во власти тигра”, где молодая женщина застряла в доме с тигром. Приближение урагана и затопление подвала, в котором находится наша героиня – удивительно схожая предпосылка, в то же время обыгрываемая с гораздо большим напором. Сценаристы сделали ставку на аллигаторов – как правило, они вызывают гораздо больший страх. Зрителям приходится ассоциировать их с вымышленными монстрами. И по сравнению с тиграми, схватка с чешуйчатыми антагонистами намного интереснее. Внимательные зрители заметят, как в некоторых подвальных сценах аллигаторы, синхронно следуя за героиней, также стратегически атакуют ее. Так что это – схватка умов.
Семейная драма
Не обделена зрительским вниманием и семейная эпопея, которая кому-то может показаться душераздирающей. В сценарии ощущается напряженность от безжалостных сцен до безумного финала. “Душевности” добавляет дуэт отца и дочери, по-настоящему прошедший через призму признания и прощения: не раз укушенный, окровавленный и буквально сломленный на каждом шагу, отец находит силы и время для выяснения отношений с дочерью. Порой казалось, что авторы слишком к нему несправедливы. Но именно такие наставления дают девушке решающий настрой в заключительных схватках. А в самый ответственный момент герои и вовсе забывают об окровавленных конечностях и, движимые одной целью, и вовсе не обращают внимания на подобные “мелочи”.
А нужны ли слезы?
Другие зрители отмечают, что фильм начинает проваливаться, когда мы вынуждены лицезреть “это семейное мыло”: дочь с отцом вспоминают прошлое, надеясь не повторять своих ошибок в будущем. Здесь и развод родителей, и явная любовь к старшей сестре… Иронично, но главная героиня – почти профессиональная пловчиха. Этакий авторский трюк. Отец сетует, что дочери следовало больше времени проводить в бассейне, ведь с учетом разворачивающихся на экране действий Хейли была бы более искусна в подводном плавании в затопленном подвале (плавать все-таки приходится, поскольку по-другому аллигаторов не обманешь), чем в том, чтобы пускать сейчас “нюни” и заниматься заботой. Британская звезда сериала “Молокососы” Кая Скоделарио смотрится на экране односторонне, “продавая” свои способности как физического исполнителя, но не убедив нас в своей компетентности как эмоциональной актрисы.
Больше драйва!
С первых кадров становится понятно, что хеппи-энд обязательно будет. По-другому никак. Это фильм не столько о выживании, сколько о преодолении, возможностях достать из себя последние силы. Все, что происходит на протяжении полутора часов, направлено на счастливый финал. И воспринимается лишь как цепочка событий, на которые хватило авторской задумки. И милосердия, с которым сценаристы бросили героиню в пучину новых испытаний.
Большинство происходящего хаоса разворачивается в стенах промозглого подвала со множеством труб и воды. Но разве на улице стало бы более безопасно? Нет. Словно имитируя Кейт Уинслет из “Титаника”, Скоделарио пробирается через многочисленные проходы, а в финале машет пилоту вертолета факелом, как та же Уинслет, глядя на Статую Свободы. Символ победы. В отличие от других картин подобного жанра, мрачность обстановки не мешает нам следить за происходящим, и постановщик стремится показать злобных хищников во всем их “кожистом” великолепии.
Авторы веселятся от души
Сценаристы показали нам, как паника медленно появляется в глазах отца и дочери, когда им подбрасывают серию почти фатальных испытаний. И посылают ряд обреченных второстепенных персонажей, заставляя при этом страдать от беспомощных криков, когда через несколько мгновений их забирают неумолимые звери.
В какой-то момент мы оказываемся в безопасном месте, окруженном трубами и проводами; затем идем за Хейли к опасным точкам входа или выхода, где она делает рискованные прыжки, чтобы выбраться наружу. Между тем прямо через улицу в магазине мы следуем за группой мародеров, пытающихся эвакуироваться посреди брошенного магазина. (Подсказка: выбраться не получится, ибо как забавное приключение их ждет сцена встречи с нашими подводными друзьями). И где-то на стыке страха и отчаяния сценаристы дарят нам символ спасения – добрую семейную собаку по имени Булка, которая вместе со всеми прыгает по столам и пускается вплавь. И остается жива!
Стандарт правдоподобности как залог успеха
Любители острых ощущений должны оценить быстрый темп, с которым растут страхи и неудачи персонажей. Сценарий в значительной степени опирается не только на “плавательные” навыки Хейли, но и на ее историю с агрессивным тренером-папой, который давно научил свою девочку думать о себе как о хищнике. Более мобильная, чем ее отец, она ответственна за то, чтобы попробовать возможные пути побега из этой клаустрофобной водной тюрьмы. Скоделарио демонстрирует правдоподобную “малышку-дочь” и даже способна показать ожесточенность и ужас в подводных съемках. Правда, ее развевающиеся волосы, когда она плывет под водой и старается не быть замеченной чешуйчатыми чудовищами, смотрятся глуповато.
Всем бояться!
“Капкан” имеет все необходимое, чтобы зацепить (и может, даже удержать) зрителя. Он “отбивает” нужное для жанра количество “Бу!”, оставаясь прямолинейным, неприхотливым фильмом. Местами он очень слаб, но на общем фоне такие провалы не видны. Учитывая жанровую принадлежность, это один из самых крепких фильмов ужасов года.
Любопытно посмотреть и на атмосферность приближающегося урагана. Для жителей Флориды это явление более частое, и они к нему готовы. Шквальный ветер, тонны воды, парочка одержимых героев на фоне затянутого неба - очень эффектно.
И хотя кассовые сборы “Капкана” вряд ли поднимутся до высокой планки, Александр Ажа знает свой жанр. Здесь нет кровавых картин, но много реалистичности. Режиссер пользуется нехитрыми визуальными трюками, подавая картинку зрелищной. А потому делает свою работу вполне качественно.