Фейковые новости существовали уже тогда.
В 1932 и 1933 годах катастрофический голод прокатился по всему Советскому Союзу. Это началось в хаосе коллективизации, когда миллионы крестьян были вынуждены покинуть свою землю и вступить в колхозы, пишет The Atlantic.
Осенью 1932 года Политбюро - руководство Коммунистической партии Советского Союза, приняло ряд решений, которые усугубили голод в украинских деревнях.
Голод по приказу.
Государство забирало у крестьян не только зерно, но и любое другое продовольствие. Организованные группы партийных активистов, мотивированные голодом, страхом и ненавистью, заходили в крестьянские дома и забирали все, что можно было съесть: зерно, овощи и домашнюю скотину.
В то же время вокруг украинской республики был создан кордон, чтобы предотвратить побег. В результате по меньшей мере 5 миллионов человек погибли от голода по всему Советскому Союзу. Среди них около 4 миллионов украинцев, которых в буквальном смысле лишили еды.
Первым о голоде в СССР сообщил английский журналист Малкольм Макгрейдж в декабре 1933 года. В трех статьях в газете Manchester Guardian журналист описал свои удручающие впечатления от поездок по Украине и Кубани, рассказав о голоде среди крестьян. Макгрейдж рассказал о массовой гибели крестьян, однако не назвал конкретных цифр.
После первой же его статьи советская власть запретила иностранным журналистам ездить по пораженных голодом территориям страны.
В марте сенсационные открытия Маггериджа попытался опровергнуть корреспондент New York Times в Москве Уолтер Дюранти. Его заметка называлась "Русские голодают, но не умирают от голода". Когда о проблеме начали писать другие американские газеты, Дюранти подтвердил факт массовых смертей от голода.
Роль Дюранти в истории.
Дюранти был корреспондентом The New York Times в Москве с 1922 по 1936 год, роль, которая на время сделала его богатым и знаменитым. Британец по рождению, Дюранти не имел никаких связей с идеологическими левыми, и принял позицию жесткого и скептического реалиста, пытающегося быть "объективным".
Эта позиция сделала Дюранти полезным для режима, и его отлично приняли в Москве. У него была большая квартира, машина и любовница. Он дважды брал интервью у Сталина. Его послания из Москвы сделали его одним из самых влиятельных журналистов своего времени.
В 1932 году его серия статей об успехах коллективизации и пятилетнем плане выиграла Пулитцеровскую премию.
Знали, но молчали?
В 1933 году министерство иностранных дел запретило иностранным журналистам ездить в Украину. В статьях разрешалось употреблять только некоторые фразы: «острая нехватка продовольствия», «дефицит продовольствия», «болезни, вызванные недоеданием», но больше ничего.
Главный "цензор" СССР Константин Уманский (завотделом наркомата иностранных дел, а позже поверенный СССР в США) играл на желании иностранных корреспондентов быть оперативными и иметь доступ к новостям, но при этом заставлял их "правильно" освещать ситуацию в Союзе. Без его разрешения телеграф просто не передавал сообщение корреспондентов за границу, а разрешение надо было заслужить.
В этой атмосфере мало кто хотел писать о голоде, хотя все знали об этом. Дюранти как-то сказал Странгу, что он считает, что «вполне возможно, что от голода или недостатка пищи погибло до 10 миллионов человек», хотя это число никогда не появлялось ни в одном из его отчетов.
Нежелание Дюранти писать о голоде, возможно, было особенно острым: ведь это ставило под сомнение его предыдущие, позитивные статьи.
Но он был не один. Евгений Лайонс, московский корреспондент United Press и когда-то энтузиаст-марксист, писал спустя годы, что все иностранцы в городе хорошо знали, что происходит на Украине, а также в Казахстане и Поволжье.
Все знали, но никто не упомянул об этом. Отсюда необычайная реакция как советского истеблишмента, так и московского пресс-корпуса на журналистскую авантюру Гарета Джонса. Джонс был молодым валлийцем, которому было всего 27 лет во время его поездки в Украину в 1933 году, где он стал свидетелем начала Голодомора.
Авантюра Гарета Джонса.
Джонс сел на поезд в Москве 10 марта. Но вместо того, чтобы проехать весь путь до Харькова, он сошел с поезда примерно за 80 км к северу от города. Взяв рюкзак, заполненный буханками хлеба, маслом, сыром, мясом и шоколадом, купленным за валюту, он пошел по железной дороге в сторону Харькова.
Он в одиночку прошел через более чем 20 деревень и колхозов, записывая свои мысли в записных книжках, которые сохранила его сестра.
"Я прошел через множество сел и двенадцать колхозов. Везде я слышал плач: "У нас нет хлеба. Мы умираем!". Этот плач раздается по всей России, на Волге, в Сибири, в Беларуси, в Центральной Азии и Украине", - эти слова валлийского журналиста Гарета Джонса сейчас мало кого удивят, ведь теперь они неоднократно подтверждены документально.
Но в 1933-м году это было одно из очень немногих посланий о голоде, которое попало на страницы мировой прессы и за которое он, возможно, впоследствии расплатился жизнью.
Сталинская ложь.
31 марта 1933 года "Нью-Йорк таймс" опубликовала статью Уолтера Дюранти, который всего за год до этого получил Пулитцеровскую премию и активно отрицал голод, под названием "Русские голодны, но не умирают от голода".
По словам Джона Суини, статьи Уолтера Дюранти превратили огромный труд Гарета Джонса в "кашу из полуправды". Хотя, как он говорит, многие западные правительства, в том числе британское и американское, знали о голоде из отчетов своих посольств. Но публикаций об это было крайне мало.
"Самым большим провалом было то, что западная пресса, которой скармливали сталинскую ложь, потребляла ее. Сокрытие смертей миллионов людей было крупным темным успехом тоталитаризма Сталина", - утверждает исследователь.
Кроме контрпубликаций, советская власть организовывала визиты в Союз влиятельных людей, которым показывали якобы сытых колхозников в Украине.
Многие поддерживали СССР в противовес Адольфу Гитлеру, который упоминал о голоде в СССР в своих выступлениях. Хорошо иллюстрирует это цитата Ромена Роллана: "Не говорите мне ничего о голоде, я считаю, что главной опасностью для цивилизации сейчас является Адольф Гитлер". В итоге разоблачительные статьи о голоде мало кто воспринимал всерьез.
Месть режима.
За свои "труды" Гарет Джонс получил запрет на въезд в Советский Союз, поэтому впоследствии устремил взгляд в сторону Дальнего Востока. В 1935 году он отправился в путешествие в Монголию, где его при загадочных обстоятельствах застрелили, что, возможно, было местью НКВД.
Широкую огласку правда о Голодоморе получила только в 1980-х годах, когда свои исследовательские труды завершили Роберт Конквест, автор книги "Жатва скорби: советская коллективизация и голодомор", и Джеймс Мейс, давшие оценку Голодомору 1932-1933 годов.
Но дискуссии о масштабах голода и о том, был ли Голодомор геноцидом, направленным против украинцев, продолжаются до сих пор - на официальном уровне это признали только более двух десятков стран мира.
А вы знали о человеке, который не побоялся за свою жизнь и заявил про Голодомор на весь мир?