Акасака – старинный квартал в Токио, где находится много увеселительных заведений. Среди них – обитель гейш. Древняя профессия и так переживает не лучшие времена из-за уменьшения клиентов, а пандемия коронавируса и вовсе поставила существование "жриц веселья" на грань выживания.
Не путать с юдзе
Вопреки бытующему мнению, гейши вовсе не являются дамами легкого поведения. В Японии "женщин для удовольствия" называют юдзе. Гейш обучали развлекать состоятельных людей и представителей знати. Они должны в совершенстве проводить церемонию чаепития, уметь ласково разговаривать, грациозно двигаться, хорошо играть на разных инструментах, петь и танцевать.
В общем, это были образованные девушки, с которыми не скучно провести время клиентам. В их обязанности входило не только развлечение гостя, но и поддержание беседы на тему поэзии, философии, искусства. Лучшие гейши были остроумными и интересными собеседницами. Конечно, практиковалась и интимная связь в определенных случаях. Но физическое удовлетворение мужчин было второстепенной задачей.
Современные гейши
Сегодня работа гейш сводится к церемониальной части. Как правило, их нанимают для проведения банкетов (о-дзасики) в традиционных ресторанах, чайных домах, реканах – традиционных гостиницах в японском стиле.
Они выступают хозяйками вечеринок, развлекая гостей: не только мужчин, но и женщин. В обязанность гейш входят веселое времяпрепровождение, ведение мероприятий, направление беседы в нужное русло. Допускается флирт, но с сохранением достоинства.
Трудные времена
Очевидно, что страх перед коронавирусом не способствует проведению групповых мероприятий. Но и до пандемии количество клиентов неумолимо снижалось. По словам одной из старейших гейш в Токио по имени Икуко, которой исполнилось 80 лет, когда она пришла в квартал развлечений Акасаку, в нем работало более 400 представительниц профессии. Сегодня от силы насчитывается до 20 женщин. Большинство из них – в возрасте. Молодые не торопятся обучаться не самой престижной, но при этом сложной науке.
Число приглашений сократилось на 95 %. Соответственно, меньше работы стало и у стилистов, визажистов, косметологов, представителей творческих профессий, причастных к этому бизнесу.
Бизнес на грани фола
Утверждены новые правила безопасности по отношению к клиентам: напитки разливать нельзя, запрещено к ним прикасаться, в том числе с целью рукопожатия, сидеть разрешено ни ближе двух метров друг к другу. Женщины жалуются, что трудно носить маски из-за больших и сложно устроенных париков, поэтому многие их не надевают.
По словам Икуко, новые правила портят всю атмосферу веселья. "Когда вы находитесь рядом с клиентом, то можете разговаривать с чувством, проявлять страсть, - делится опытом почетная гейша. - А на расстоянии двух метров с клиентом вся магия общения исчезает, диалог прерывается".
Хотя своими гейшами больше всего известна древняя столица страны – Киото, в Токио также есть 6 районов, где работают представительницы древней профессии. Но, обескураженные суровыми условиями учебы и работы, "жрицами веселья" хотят стать все меньше и меньше девушек.
Туманные перспективы
30 лет назад в Акасаки насчитывалось порядка 120 гейш. Сегодня во всей столице в лучшем случае наберется 230. Традиционное кимоно из хороших тканей и обучающие уроки в танцевальных классах стоят дорого, независимо от стажа, плата за услуги при этом зависит от степени востребованности, популярности у клиентов. Некоторые специфические навыки, допустим, умение поддерживать беседу и при этом быть остроумной, приобретаются с опытом. Именно эта способность делает гейш в возрасте, таких как Икуко, особенно востребованными.
Но даже опыт уже не приносит былых дивидендов. "Наши доходы сводятся к нулю, - делится переживаниями Икуко. - У меня были кое-какие сбережения, но для младших эта ситуация стала очень тяжелым испытанием. Хорошо хоть ассоциация гейш помогает с арендой".
Также все гейши могут подать заявку на 1 млн иен на государственную субсидию. Но хватит ли этого для выживания традиционного ремесла, сравнимого с искусством?