Художники и кураторы известных мировых музеев решили предположить, что ждет искусство в ближайшем будущем. Они уверены, что перемены, связанные с демографией, геополитикой и климатом, наложат сильный отпечаток на все виды творчества в следующие два десятилетия.
Искусство станет сиюминутным
Это основной аспект творчества в большинстве переломных для того или иного периода моментов истории. Ярким примером может служить искусство плакатов и лозунгов в период революции и гражданской войны в России. Однако с течением времени визуальное искусство упрощается, находясь сегодня в своей предельно минималистской формации и продолжая двигаться в этом направлении. Именно поэтому эксперты полагают, что через 20 лет самыми актуальными произведениями будут те, которые имеют простую форму, хлесткую подачу и актуальное содержание, связанное с наиболее злободневными проблемами - экологией, климатом и другими.
Оно может стремиться к анонимности и коллективности
Политика идентичности, видимая в искусстве вокруг таких движений, как вегетарианство, MeToo, поддержка жертв расовой и любой другой дискриминации, будет расти по мере того, как защита окружающей среды, пограничная политика и миграция будут становиться все более острыми проблемами. Искусство будет становиться все более разнообразным и вскоре может стать таким, каким сегодня его просто невозможно представить.
Эксперты уверены - уже сегодня люди устают от того, что в Интернете их жизнь выставлена на всеобщее обозрение, а через двадцать лет желание периодической анонимности станет постоянной потребностью. Особенно для творческих личностей. Именно поэтому конфиденциальность может стать важнее славы для многих. Вместо миллионов лайков, комментариев и подписчиков творцы будущего могут вновь начать жаждать подлинности и искренности, перестанут стремиться угодить кому-то, вместо того чтобы угодить себе. А еще искусство может стать коллективным, стремясь передать опыт, а не индивидуальные переживания.
Мир творчества наконец станет инклюзивным
Даже сегодня в массах можно видеть предубеждения против некоторых категорий художников и творцов. Например, публика все еще охотнее воспринимает творчество мастеров, проверенных временем, чем тех, кто только появился в их поле зрения. Также с пренебрежением относятся к желающим найти свое место в искусстве женщинам, представителям других рас и сексуальных меньшинств, несостоятельным или малообеспеченным людям, неизвестным или непопулярным личностям.
Эксперты надеются, что через 20 лет подобные настроения будут казаться чем-то фантастическим и нереальным. По их мнению, в мире искусства появится очень много видных деятелей, отношение к которым будет формироваться исключительно по их творчеству, а не по тому, кем являются они сами.
Другая сторона медали - предпочтение "черного" или "угнетенного" искусства
Некоторые эксперты считают, что открытие для мира искусства, недоступного миру из-за дискриминации отдельных категорий людей, - это однозначно хорошо, даже если в ближайшие двадцать лет "черное" и "угнетенное" искусство просто вытеснит из галерей и музеев все то, что принадлежит привилегированным творцам (белым гетеросексуальным мужчинам и женщинам). Они уверены, что последние и так слишком долго пользовались вниманием общества, пришло время их подвинуть.
Другие эксперты не настроены так категорично. Они считают, что дискриминация людей, которые до этого не были угнетены, только по одной этой причине не принесет в мир равенства, тем более если это мир искусства. Весы должны уравняться, только тогда это можно будет назвать свободой творчества. А поочередное угнетение и дискриминация то одних, то других не приведет ни к чему хорошему. Тем не менее это именно то, чего следует опасаться в ближайшие двадцать лет.
Искусство, активизм и протест станут практически одним целым
Те, кто верит в искусство ради искусства, могут сказать, что искусство как не поддающаяся количественному измерению сила должно оставаться вне социальных или идеологических норм. Некоторые эксперты утверждают, что это скользкий путь, когда искусство начинает склоняться к активизму, потому что это не главное. Но и аполитичным творчество быть не может. Не следует делать никаких выводов об искусстве, настоящем или будущем, потому что это сила против универсализма, которая должна быть прервана художниками, как бы говорящими миру: "Проснись!"
Картины никуда не исчезнут
Продажи картин по-прежнему являются основной движущей силой аукционных домов, ярмарок и галерей, доминирующих во всех рекордных продажах произведений искусства. Современные картины, сделанные в первой половине 20-го века, продолжают оставаться устойчивыми как самые желанные и самые дорогие произведения искусства на рынке.
Через 20 лет рынок может не сильно отличаться от того, каким он является сегодня. В коммерческом плане будет преобладать современная живопись, произведения второй половины 20-го века, в том числе больше женщин и художников из числа меньшинств начнут приобретать ценность. Например, в 2017 году картина Жана-Мишеля Баския без названия, написанная в 1984 году, установила новый рекорд самых дорогих произведений современного искусства, будучи проданной на аукционе за 110,4 млн долларов.
В прошлом году рынок творчества современной африканской диаспоры также установил рекорды: Керри Джеймс Маршалл получил поразительные 21,1 миллиона долларов за свою картину "Прошлые времена" 1997 года, новый рекорд для афроамериканского художника, который все еще жив.
Искусство 2040 года окажется непредсказуемым для нас
Эксперты уверены, что через 20 лет может появиться несколько новых видов искусства, которые мы просто не можем представить себе и предсказать в нынешних условиях. Оно будет выглядеть как все остальное, отражая дух времени, столь же многочисленный и разнообразный, как и сами творцы. Будут художники-активисты, ведущие политические потрясения, будут формальные экспериментаторы, исследующие новые среды и пространства (возможно, даже в космосе), и будут сильные рынки в Латинской Америке, Азии и Африке, способные конкурировать с культурным миром Запада.