Из записей слов пустынника Никифора следует, что Бог требует подвига, а не голода. Подтверждает эту фразу и древняя пословица о том, что в походе казаки не нуждаются в постах. Но реальность выглядела иначе. Иногда даже раненые казаки в период поста не ели скоромную пищу, подвергая себя риску истощения и смерти.
Во многих источниках можно прочесть о том, насколько важным был Великий пост для казаков. Из записей Николая Федорова следует, что эти дни всегда проходили печально и скромно. Как только наступала Страстная неделя, школьные занятия приостанавливались. В еде себя ограничивали сильно, а во время причащения приносили друг другу поздравления. В пасхальную ночь никто не ложился спать, и все ожидали, когда можно будет сменить тишину на веселье.
Но что же означают в действительности пищевые запреты?
Это традиционные запреты на употребление некоторых видов пищи. Они могут быть классифицированы на несколько видов:
- запрет на употребление определенных видов напитков и пищи в некоторые дни или постоянно, связанные с народными или религиозными обычаями;
- запрет для определенной группы людей (к примеру, для беременных женщин);
- запреты, распространяющиеся только на способы приготовления либо употребления определенной пищи (к примеру, блюда для поминок).
У донских казаков такие ограничения были практически такими же, как и у русских крестьян, но все же имели некоторую специфику.
Табу среди казачества
Для русских крестьян традиционным считался запрет на употребление телятины, конины и зайчатины. Это ограничение чаще всего соблюдали и казаки. В дополнение к этому, старообрядцы, проживавшие на Дону до восемнадцатого века, придерживались и запрета на употребление свинины.
Эти группы людей стремились к строгому соблюдению православных постов, не обращая внимания даже на послабления, которые допускают церковные традиции (например, в период болезни и лечения либо в военном походе). Имели место и дополнительные запреты, сопряженные с видом деятельности. Например, донские казаки в древности не имели права употреблять хмельные напитки в период военных походов.
Аналогично другим народам, казаки имели немало магических запретов, которые сопровождали создание семьи и рождение детей. Так, на свадебном пиру молодоженам было запрещено употреблять любую пищу и напитки. На их часть стола ставили пустые миски и перевернутые чарки.
Во время беременности женщина не должна была есть рыбу в любом виде, а также пользоваться битой посудой для употребления пищи или напитков. Поверья гласили, что при нарушении этих запретов ребенок может родиться нездоровым либо уродливым.
Точно так же, как и русское крестьянство, казаки считали возможным есть яблоки и прочие плоды нового урожая только после Яблочного Спаса. Этот праздник наступает 19 августа, и в этот день плоды освящаются в церкви. Кроме того, женщинам, у которых умерли некрещеные дети, яблоки запрещалось употреблять всегда. Объяснялось это тем, что в противном случае покойные дети не получат яблок в мире мертвых.
Посты соблюдались обязательно и строго
Очень строго соблюдался пост, предписанный в канун Рождества, особенно в сочельник. До отображения первой звезды в небе нельзя было вкушать никакую пищу. Как только это время наступало, начинать трапезу можно было с кутьи – ритуальной рождественской пище. Ее готовили из вареного зерна, смешанного с медом. Для кутьи использовали различные злаки, а в качестве меда применяли казацкий традиционный нардек, который готовили из сгущенного сваренного сока арбуза. Другую пищу в ночь на Рождество, как и на Крещение, не употребляли.
Как уже было отмечено выше, посты заключались не только в ограничении пищи. Все это время требовалось соблюдать тишину и смирение.
Ритуальные блюда и продукты
Многие детальные предписания затрагивали способов приготовления, в также употребления ритуальной пищи. Она была связана с церковными праздниками, а также с культом покойных предков.
Так, поминальная трапеза должна была проходить без применения вилок и ножей. Считалось, что любой острый предмет опасен для души умершего. Поэтому хлеб ломали, а не разрезали. В ходе поминальной трапезы предписывалось есть размеренно и медленно. Строго соблюдали правило о том, что на поминках должно быть подано нечетное количество блюд. Если же нарушить это требование, мог умереть кто-либо еще из семьи или близких, считали казаки.
Праздничная трапеза
Обычаи регламентировали требования к столам, в зависимости от праздника. Например, трапеза на Масленицу должна была быть обильной и сытной. На Новый год и Рождество готовили густой и жирный борщ. Это блюдо символизировало сытость и изобилие в будущем году. На православные «родительские» дни готовили специальный суп, который всегда был постным.
Ритуальные требования затрагивали и порядок приготовления других кушаний. Например, на церковные праздники полагалось варить уху, и делали это только мужчины. Причем готовилось блюдо исключительно на костре, в больших котлах из чугуна. В уху обязательно наливали некоторое количество водки. Женщинам же было запрещено участвовать в подготовке этого блюда. Казаки на Хопре аналогичным образом готовили на поминки баранину.
У женщин тоже был традиционный пищевой обряд. На второй день Рождества требовалось готовить «бабью кашу». Этим занимались исключительно повитухи, а продукты брались ими только у женщин, у которых им приходилось принимать роды.
В праздник Троицы все казаки сообща готовили яичницу, яйца для которой собирали в складчину, каждый со своего хозяйства.
Все вышеуказанные ритуалы имеют языческое происхождение. В древние времена приготовление пищи коллективно было частью магического действа, входящего в состав определенного обряда.
Практика и суеверия
Множество обычаев имели тесную связь с суевериями, объяснить которые сложно. К примеру, нельзя было солить в четверг сало, иначе считалось, что в нем появятся черви. Также нельзя было заниматься приготовлением кваса по пятницам (иначе черти в нем будут купать младенцев). Множество предписаний касались и обращения с остатками ритуальной и праздничной пищи.
Что делали после праздников
Например, после праздничной трапезы на Масленицу со стола никто не убирал. Только утром остатки пищи выносили на корм скоту. Тогда же и приступали к мытью посуды – это делали коллективно, тщательно полоская каждый предмет в реке. Эта традиция даже носила название «полоскание кувшинчиков».
В некоторых станицах было принято собирать все недоеденные в первый день Масленицы кушанья и отдавать другим народам (калмыкам и татарам), которые приходили за угощением специально.
Остатки масленичных калачей и других ритуальных хлебов (например, «жаворонков») обязательно сохраняли до начала весны, а затем превращали в крошку и перемешивали с посевным зерном. Считается, что данный обычай перешел к казакам от языческой аграрной магии.
Как употребляли пищу
Нельзя было начать употреблять пищу, не прочитав молитву и не помыв руки. О том, когда можно начинать еду, сообщал глава семьи. Если кто-то раньше брался за кусок хлеба или ложку, глава семьи бил его по лбу деревянной ложкой. Любопытный факт заключается в том, что традиция обмывать перед едой руки, имеющая очевидное гигиеническое объяснение, изначально возникла у большинства народов как ритуальный или магический обряд.