Камалов Хаджимурад: биография, фото | Nastroy.net

24.10.2018 14:00

Кто он, герой нашего времени? Христианин или мусульманин? А разве это принципиально?

О ком бы писал Пушкин или Лермонтов – живи они сейчас? Пожалуй, героем сегодняшнего дня можно назвать все-таки не праздную личность, не селебрити, а профессионала, избравшего ремесло, которое действительно важно и нужно людям. Человека, относящегося к своему труду ревностно, как к исполнению долга перед обществом, и своей деятельностью дающего надежду согражданам. И, самое главное (что редко встречается нынче, в эпоху равнодушия) – жертвенного, ставящего благо народа выше своей жизни. Таким был Камалов Хаджимурад Магомедович.

Ему не довелось дожить до своего 50-летия, человеку, восставшему против навязанной обществу антисоциальной схемы. Своим оружием он выбрал журналистику. Созданный им печатный орган активно влиял на общественное мнение. Камалов чутко прочувствовал запрос народа на развитие, социальную справедливость, уместную полемику.

Он понял раньше других, что родной Дагестан должен процветать, что ему не суждено на веки-вечные оставаться «бедным родственником» РФ, при его-то потенциале развития. В своих взглядах он творчески и органично соединял принципы свободы слова, личной свободы и нормы ислама.

Убийство

Ему еще до рокового дня много раз угрожали расправой, но то, что вводило других людей в состояние ужаса, для него лично значило совсем другое. Ведь, по сути, вся журналистская деятельность созданной им газеты «Черновик» предполагала противостояние. Отказаться от всего этого, не значило ли это – отказаться от себя.

Не удивительно, что так любящий жизнь журналист все-таки не раз размышлял о смерти и был готов встретить ее достойно. Это вполне соответствует духу воина, который в нем жил и который выражается предельно кратко и предельно четко древней сентенцией: «Готовность к смерти созидает жизнь свободного человека».

Камалов Хаджимурад работал допоздна 15.12.2011 г. над свежим выпуском газеты «Черновик» и где-то ближе к полуночи, попрощавшись с коллегами, вышел из офиса, чтобы отправиться домой. Он стоял на обочине у входа в офис газеты, на улице Гаджиева и «голосовал», пытаясь остановить такси. Когда это удалось, внезапно к нему приблизилась дотоле стоящая поодаль черная «Лада-Приора».

Окно открылось, и оттуда последовали выстрелы. Хаджимурад под маской сразу же узнал своего убийцу, отделенному от него лишь автомобилем, и ринулся на него. Решился на подлое преступление депутат народного собрания Дагестана Шамиль Исаев. Хаджимурад Камалов крикнул ему в лицо гневные слова: «…Я тебя узнал, я всегда думал, что это будешь ты!»

Преступник запаниковал, как доказательство – пять выстрелов прошли мимо, однако были и попадания. Тому, как вел себя Камалов в этой критической ситуации, название одно – мужество. Он, уже истекающий кровью, отчаянно пытался поймать за руку этого злодея, загубившего не одну прекрасную жизнь. И у него бы получилось! Но у Шамиля Исаева в запасе оказался еще второй ствол, выстрелами в упор из которого он добил Хаджимурада. Всего убийца выпустил 14 пуль.

Читая эти трагические строки, почему-то вспоминается цитата из классики («Убить пересмешника»):

Мужество – это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься … и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь…

Журналист умер в «Скорой помощи», не доехав до больницы.

Личность

Преступление с самой его фиксации следователи связывали с профессиональной деятельностью журналиста. «Черновик», его детище, был костью в горле многих власть имущих. Зато она была любима народом - еженедельная, пятничная газета 10-тысячного тиража с 32 полосами.

По замыслу создателя, издание рассчитано на социально активных граждан 28-45 лет, составляющих 4/5 его аудитории. Газета формировалась основателем как орган, осуществляющий влияние общества на инертное государство. Это был непростой и опасный труд. Вот что Камалов Хаджимурад писал об этом:

Складывается такое впечатление, что нынешним властям не нужны средства массовой информации, дающие объективную оценку ситуации в Дагестане, не нужны советы и мнения сознательных граждан, имеющих свою точку зрения на то, как достичь в республике экономического благополучия и согласия в обществе. Какие же СМИ нужны Дагестану, по мнению его руководства? Подотчетные и "смиренные", дающие "объективную" информацию о ситуации в республике. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Директор агентства «Медиафакт» Раджабов шесть лет сотрудничал по журналистике с покойным. О нем он отзывается как о человеке глубоко профессиональном, обладающим редкой внутренней силой, умом, эрудированностью. С его слов, Камалов был душой местного сообщества журналистов: генератором идей, блестящим организатором и замечательным рассказчиком. Кроме того, владел уникальным талантом объединения совершенно разных людей в единый и сплоченный коллектив Камалов Хаджимурад. Фото его, что примечательно, причем каждое (читатель сам может в этом убедиться), отображает человека не пассивного, а одухотворенного, охваченного мыслью. В нужное время - непреклонный в соблюдении высоких стандартов работы, во всех остальных аспектах работы он проявлял истинную заботу о сотрудниках, и, кроме того, его знали как замечательного семьянина.

Биографическая справка

Камалов Хаджимурад родился 15.02.1965 г. в селении Согратль Дагестанской АССР. Здесь же окончил с золотой медалью среднюю школу. В 1982 г., по завершении учебы, получил красный диплом Дагестанского политехнического института, став Ленинским стипендиатом. Второе высшее образование получил в Ленинграде, в техническом университете. Как видим, даже в годы учебы в нем просматривались задатки человека, отличающегося большей эрудицией, чем сверстники.

Базовый опыт журналистской работы он получил в газете «Новое дело». Затем с 2005 по 2006 год трудился редактором газеты «Черновик» Камалов Хаджимурад. Биография его последующих лет убеждает в том, что он принял решение связать свою судьбу с этим печатным изданием. С 2006 г. Камалов стал директором издательства «Свобода слова», от имени которого газета и была создана. Основатель последовательно претворял в жизнь свою идею – создать газету народную, необходимую для развития общества.

Был женат, в семье воспитывались двое детей.

Стиль работы

Как Хаджимурад Камалов заставлял власти реагировать на публикации в «Черновике»? Это прослеживалось практически после каждого очередного тиража. Показателем эффективности являлась реакция фигурантов публикаций – массированная телефонная рефлексия. Как настоящий мужчина весь психологический удар недовольных основатель газеты всегда брал на себя. В этом случае Хаджимурад на утренней планерке поздравлял коллег с влиянием, с тем, что им все-таки удалось осветить проблему.

Он искренне считал, что его земляки достойны жить в гармоничном обществе, что новым порядком должно стать социально справедливое, а нынче, к сожалению, протестное, мировоззрение, а не тот порядок, который установлен вороватыми временщиками, нечестно и обманом дорвавшимися до власти.

Об этом герой нашей статьи много думал и писал. До нас дошли цитаты Хаджимурада, характеризующие его как профессионала и гражданско зрелую личность:

  • Бедные и богатые были всегда. Но не всегда богатые думали только о деньгах.
  • Люди не станут читать газеты и журналы с удовольствием до тех пор, пока пресса не станет дефицитом. Вернее, совокупный тираж всех изданий на какой-либо территории, где в конкурентной борьбе сосуществует множество газет, должен быть чуть меньше, чем требует активный читатель… в пределах тонкой небольшой границы естественного спроса, и будет раскупаться все напечатанное.

Действительно, таким людям, как Камалов Хаджимурад, удавалось зажечь сердца. Примечательно, что после гибели учредителя в здании газеты состоялось совещание представителей столичной и республиканской прессы. Говорили много и эмоционально. Но запомнилось выступление близкого друга покойного журналиста «ЧК» Артура Мамаева, слова которые достойны того, чтобы висеть в офисе каждого СМИ: «Давайте писать так, чтобы за это нас убивали. Нас много и всех не перебьют! Тогда мы живем не зря, тогда потомки нас вспомнят».

Деятельная любовь к Родине

Это был настоящий гордый и статный горец, эрудированный и не боящийся борьбы, создатель самой свободной, самой страстной газеты на просторах современного СНГ. Знающие его говорят, что Хаджимурад в своих суждениях и идеях намного опережал наше бренное время.

Камалов со своими коллегами, благодаря истинному профессионализму, глубоко вникал в социально-политическую ситуацию в Дагестане и смело публиковал востребованные обществом материалы журналистских расследований. Как истинно верующий мусульманин, он был мужественен и боролся за социальную справедливость на родной земле. Вот как он комментировал в статье «Блеск и нищета Кавказа: как живут слуги народа» социальные проблемы столицы Дагестана по всероссийскому каналу НТВ:

Дагестан страшно утопает в безделье, в развращении федеральными деньгами. Вот ни в одном регионе Российской Федерации такое количество ресторанов, банкетных залов, саун, казино, кальянов вы нигде не встретите, как в Махачкале.

И он оказался прав! Расследуемое уже после его гибели следственным комитетом РФ уголовное дело демонстрирует, что ряд должностных лиц Дагестана, спрятавшись под масками слуг народа, фактически паразитировали, нагло воруя бюджетные средства. Восставших же против них убивали.

Судя из текста распространенных в Махачкале листовок 2009 г., имя Камалова попало в т. н. расстрельный список, составленный, как очевидно, преступниками, ворующими из бюджета. К смерти приговаривался ряд журналистов, реально представляющих угрозу не правопорядку, а благополучию собственников криминальных капиталов и прикрывающих их преступных полицейских чинов.

Жертвенность

Коллеги вспоминают его как искреннего, душевно богатого и абсолютно независимого человека. Для работника СМИ такие слова означают высшую оценку. Ведь быть независимым – дело чести истинного журналиста. В силу профессионального долга он обязан проявлять гражданское мужество: невзирая на чины, задавать тяжелые вопросы, добиваясь своего. Сам Камалов прекрасно понимал, что быть журналистом в Дагестане опасно для жизни. Ведь до него за 18 лет уже были убиты 15 его коллег.

Примечательно, что в 2011 г. (год гибели журналиста) его пытались заставить замолчать при помощи решения суда. Тогда прокурор просил суд о запрете журналистам «Черновика» писать. К счастью, суд принял сторону газеты. Кто-то из журналистов сказал, что газета «Черновик» написана кровью. Не раз ее пытались выкупить, но учредители создали ее как реальный орган пятой власти.

Ход расследования

Вести дело Хаджимурада Камалова поначалу поручили неприязненно относящейся к нему лично и к «Черновику» дагестанской полиции, той самой, о «свершениях» должностных лиц которой журналист последние 7-8 лет писал: о безрассудных казнях граждан силовиками, о хищениях, коррупции. Той самой полиции, которая 26.08.2008 г. пришла в дом Камалова с обыском в рамках возбужденного против сотрудницы «Черновика» дутого дела «об экстремизме».

Очевидно, что принцип, исповедуемый убийцами, «нет человека – нет проблемы», здесь не сработал. «Черновик» не снизил оборотов. Сотрудники газеты и общество Дагестана настойчиво продолжали ставить вопрос о расследовании перед федеральными и местными властями. И такое решение было принято. Дело перешло в юрисдикцию Следственного комитета РФ, однако до 2018 г. реального продвижения в нем не было.

Кто и за что убил Камалова Хаджимурада, выяснилось лишь через 7 лет. Поначалу, 22 марта 2018 г. в интернет-издании «Кавказский узел» появилось сообщение, что руководитель Следственного комитета России повторно (т. е. всерьез) принял решение передать дело в свое ведомство. Причем газета «Черновик» удостоверилась, что его принял в исполнение следователь по расследованию особо важных дел.

Затем в «Черновике» появился материал, проливающий свет на эти события. В нем было названо имя убийцы, а также сказано, что он уже дал показания. Цепочка преступлений начала раскрываться с ареста фальшивомонетчика Магомеда Бахулова. Он вывел следствие на братьев Шуайбовых, причастных к более раннему расстрелу другого журналиста – Малика Ахмедилова. Заказчиком же, как и исполнителем убийства Хаджимурада Камалова, оказалась одна и та же персона – депутат народного собрания Дагестана Исаев Шамиль Абдуллаевич.

Народное уважение

В декабре 2011 года жители столицы Дагестана наблюдали величественное и трагическое действо. Из мечети по направлению к пригородному кладбищу во всю ширину улицы твердым шагом шла длинная, нереально молчаливая, словно вышедшая из какого-то другого мира тысячная колонна взрослых мужчин. Их лица были суровы, а глаза выражали скорбь. Первая шеренга объединяла близких, знакомых и друзей покойного, люди шли, цепко сцепившись друг с другом локтями. За ней, переносимый крепкими руками сменяющих друг друга людей, над головами плыл гроб.

Глаза провожающих выражали уважение и скорбь. Здесь неуместны были бы слова. Те, кто видел их, останавливался и замирал на месте, сдергивая головной убор, невзирая на стужу. Так провожали в последний путь Журналиста и Человека.

Почитание памяти

Коллеги чтят его память. Их ряды сомкнулись. Рабочее место Хаджимурада священно для них. В кабинете покойного руководителя ими сохраняется та же обстановка, что и при его жизни. На первый взгляд, все выглядит по-спартански, ничего лишнего: белые оштукатуренные стены, письменный стол, на нем ноутбук убитого, подшивка газет, блокнот с начатыми записями. Однако стоит лишь увидеть лица изредка входящих туда соратников покойного, как понимаешь, каким уважением он пользовался. Несомненно, убийство Хаджимурада Камалова – их личная боль.

Своей работой основатель «Черновика» высоко поднял планку стандартов кавказской журналистики. За полгода до гибели руководимый им журнал был награжден Международной премией Герда Буцериуса.

В 2012 г. журналиста посмертно наградили Премией Андрея Сахарова «За журналистику как за поступок».

Для журналистов Дагестана он стал фигурой знаковой. Порукой тому стал созданный в 2013 году фонд Хаджимурада Камалова, ежегодно вручающий премии лучшим в этой трудной и опасной профессии.

Выводы

Нужно понимать, что если люди равнодушно будут относиться к смерти таких, как Камалов Хаджимурад, то такое общество не имеет будущего. Ведь побудить социум стать на путь, ведущий к эре милосердия (идея братьев Вайнеров), могут именно люди не просто умные и отважные, а жертвующие всем, что у них есть.

Реализовавшийся в служении журналиста простым людям учредитель «Черновика» писал о своих убеждениях:

К примеру, если тебя посылают на задание, и ты в ходе его исполнения понимаешь вдруг, что твой провал планировался в штабе, что ты будешь делать? Смелые, амбициозные, сильные и умные, тренированные и закаленные… могут спокойно обозлиться, рассвирепеть, обидеться. И… переметнуться или сбежать, чтобы потом отомстить. А жертвенные в том случае рассудят так: «Если мой провал планировался, я должен провалиться".

Об этом думали многие мыслители, об этом когда-то писал в своем бессмертном романе Генрих Сенкевич. Именно жертвенность, и ничто другое, может заставить других людей стать лучше и чище. Пробившись, словно росток, от человека, взрастившего ее в себе, и тронув его примером души других, она действительно способна изменить все общество.

Источник