«Картина мира»: Тест, которое многое объясняет о внутрисемейных конфликтах | Nastroy.net

16.05.2017 11:11

Знакомство с «картой мира» семьи

В психологии есть такое понятие как «картина мира» - это совокупность знаний, пониманий мира личностью. Наверное, не для кого не секрет, что часто «картина мира» одной и той же ситуации у разных людей не совпадает. И вроде бы в этом нет ничего страшного, так как даже философы говорили: "Мир не хорош и не плох, он таков, каким мы его воспринимаем, а значит, имеет право на индивидуальность, уникальность". Есть небольшая сноска - пока это не приводит к непониманию, к конфликтам и не мешает построению единой «картины мира», например, в семейных отношениях.

Случай из моей практики:

На прием пришла женщина 36 лет с пониманием проблемы детско-родительских отношений со своим единственным сыном 9 лет. Формулировка проблемы- «не слушает, ничего не хочет (учиться)».

Цель данной статьи - ПОКАЗАТЬ несовпадение внутрисемейных «картин мира» через очень известный тест «Семья животных». Поэтому я не буду описывать всю структуру работы. В данном случае, «вырву» из контекста работы именно это направление.

Интересно, что показывать приходится и самим членам семьи, а увиденное, часто, их очень удивляет. Напомню, суть теста заключается в том, чтобы представить всех членов своей семьи в виде любых животных.

Введу еще некоторые необходимые для анализа данные из анамнеза жизни клиентки: женщина находится в разводе, живет со своим сыном у своей мамы (ранее была разведена), где проживает вместе с ними старший брат клиентки, так же находясь в разводе со своей супругой.

На своем рисунке клиентка изобразила себя курицей, своего сына- цыпленком, свою маму- гусыней, своего старшего брата- псом.

Посмотрите внимательно, из рисунка видно, что клиентка предполагает:

  • хороший эмоциональный контакт со своим ребенком (фигуры расположены на близком расстоянии, есть контакт «глаза в глаза»);
  • авторитетные взаимоотношения с сыном (цыпленок «смотрит в рот» курице);
  • предполагает себя взрослой личностью (крупная курица);
  • предполагает сына личностью, нуждающейся в помощи клиентки (крылья цыпленка разведены в стороны, это напоминает детский жест поднятия рук вверх к родителю) и более младшего возраста (по ее словам, лет 5);
  • со своей мамой предполагает подконтрольные взаимоотношения (гусыня крупнее курицы, стоит за спиной и наблюдает за взаимоотношениями между курицей и цыпленком). Клиентка рассказывает, что мама делает замечание клиентки при всех членах семьи. Берет без спроса деньги из кошелька клиентки на продукты, но и клиентка часто зависит финансово от своей мамы. Клиентка чувствует, что как подконтрольный, она не может выбраться из-под контролера;
  • со своим старшим братом также предполагает подконтрольные взаимоотношения, с позиции «сверху-вниз» (пес расположен на рисунке сверху над курицей в позиции «наблюдателя».  В знаменитом романе Джорджа Оруэлла «Скотный двор» есть высказывание: «Все животные равны, но некоторые равнее». Роман написан отнюдь не о животных, и автор его – не зоолог. Тем не менее, факт остается фактом - в популяциях многих животных существует сложная иерархия, и роль каждой особи для популяции может быть весьма различной в зависимости от ее иерархического ранга в конкретной группе животных. То есть, на иерархической лестнице, семейство «псовые» находятся выше класса «птицы». На рисунке есть еще интересная деталь- только у пса есть своя конура. Этот факт клиентка объясняет тем, что в двухкомнатной квартире, в которой они проживают все вместе, только у брата есть «свое место»- письменный стол, компьютер, за который он никого не пускает без его разрешения. Как выяснилось далее, у старшего брата клиентки не только выстроены физические границы, но и психологические (запрет на общелюдное обсуждение его выбора, позиций, мнения).

Первые впечатления от работы могли сформулировать следующий вывод: клиентка не прошла процесс сепарации (отделение) от своей мамы, от своей семьи, что мешает ей выстроить детско-родительские отношения со своим сыном. Центральный сюжет на рисунке, а значит и актуальный для клиентки- взаимоотношения между мамой и сыном.

Следующая встреча была с сыном клиентки:

На своем рисунке мальчик изобразил себя цыпленком, свою маму- кукушкой (трактовка самого мальчика), своего дядю- волком, свою бабушку- червяком.

Рисунок сына клиентки показал следующую «картину мира» внутрисемейных отношений:

  • развитие конфликтной линии во взаимоотношениях с мамой и отсутствие авторитета родителя (во-первых, цыпленок превосходит по размеру кукушку; во-вторых, прорисовка лап в данной позиции, взъерошенного хохолка на голове, показываю готовность к действиям, демонстрирующим нападение; в-третьих, сама постановка мамы в позицию «кукушки», показывают «брошенность» со стороны родителя; в-четвертых, разворот головы кукушки от цыпленка, трактуется ребенком как нежелание идти на контакт со стороны мамы);
  • конфликтные отношения с дядей (волк наблюдает за цыпленком, причем наблюдает двумя глазами; по словам мальчика, «волка не хочется рисовать»). Данные взаимоотношения вызывают сильное эмоциональное напряжение у мальчика, - «дядя меня ругает, наказывает, не дает играть на своем компьютере». На рисунке мальчика, как и на рисунке его мамы, волк находится в позиции «над» всеми членами семьи;
  • отношения игнорирования авторитета, потребительская позиция к бабушке (бабушку мальчик нарисовал в виде червяка; бабушка на листе занимает самую «низкую» позицию; червяк может быть едой для цыпленка);
  • по рисунку ребенка мы можем, хоть и косвенно, но увидеть взаимоотношения между бабушкой и мамой, то есть, его восприятие этих взаимоотношений (мама в виде птицы, бабушка в виде червяка). Можно предположить, что бабушка не является авторитетом также и для мамы, мама может демонстрировать к бабушке потребительские стратегии).

Впечатление от рисунка мальчика наводит на следующий вывод: ребенок остро ощущает нехватку внимания со стороны мамы, которую, видимо, начинает уже «требовать» проявляя агрессивные стратегии. Центральный сюжет на рисунке, а значит и актуальный для мальчика- взаимоотношения с мамой. Сюжет второго порядка- ощущение опасности от «фигуры» дяди.

Следующая встреча была проведена с бабушкой (62 года):

На своем рисунке бабушка изобразила себя драконом, своего внука- петухом, свою дочь- курицей, своего сына- собакой.

Посредством рисунка, мама клиентки, раскрывает свою «картину мира»:

  • мама клиентки воспринимает себя как контролирующую функцию (фигура дракона над всеми, словно в полете). Только на первый взгляд, кажется, что дракон расположен над всеми фигурами, но, если внимательней присмотреться, то он расположен над петухом. В беседе бабушка говорит о том, что сама за собой закрепила такие обязательства над внуком, как «воспитание». Внутрисемейные взаимоотношения воспринимает без малейшего намека на проблему;
  • «фигура» внука является самой яркой, центральной «фигурой», наделенной демонстративными чертами личности (пушистый, яркоокрашенный хвост; на голове петуха прорисован гребешок в виде красной, пышной шапки). Какая-либо агрессия от петуха не исходит;
  • «фигура» дочери воспринимается второстепенной (из всех «фигур» курица самая маленькая «фигура), ведомой (петух, можно сказать, ведет за собой курицу). Клиентка неслучайно чувствует, что «не имеет власти» над своим сыном, поскольку ее инфантилизм подпитывается самой мамой;
  • «фигура» сына имеет агрессивно-контролирующую функцию (первое- это красное «пламя» языка; второе- это позиция собаки на рисунке, словно, «подталкивает» сзади петуха и курицу; третье- это ощущение из рисунка, что собака через голову курицы, следит за петухом.

Впечатление от рисунка бабушки наводит на следующий вывод: ребенок в семье выстраивает свою линию поведения через демонстративность. В ходе разговора выяснилось, что данное поведение внука хоть и приносит эмоциональный дискомфорт, но очень импонирует бабушке, поскольку является ее зеркальным отражением. Центральный сюжет на рисунке, а значит и актуальный для бабушки - контролирующее поведение над «демонстративным» внуком. Сюжет второго порядка- доказательство несостоятельности материнской роли дочери, которое является компенсирующим чувство собственной несостоятельности материнской роли в прошлом бабушки. И, конечно, контролирующая позиция старшего сына.

В идеале, для целостности «картины мира» данной семьи, нужна картина старшего брата клиентки, но он напрочь отказался от встречи.  В ходе работы, очень быстро, выяснилось, что контролирующая, директивная линия поведения старшего брата клиентки по отношению к ее сыну, ничто иное, как манипуляция со стороны самой клиентки и ее мамы. Стратегии, линия поведения двух женщин в отношении ребенка часто бывают расхожими и приводящими их в тупик. В этот момент они «взывают» к дяде как к мужскому началу, третейскому судье и, по большей части, к наказывающей инстанции. Важно учитывать тот факт, что ранее ребенок пережил еще одну психологическую травму от «мужского мира» в лице своего отца, который, по словам его мамы, «бросил их».

В дальнейшей работе с клиенткой был выстроен план индивидуальной работы:

  • необходимо осознать привязанность к своей маме, ведущую к инфантилизму и мешающей строить  детско-родительские отношения со своим сыном;
  • принять зрелую позицию личности, несущей ответственность как за свою жизнь, свой выбор, так и за жизнь ребенка;
  • осознание и принятие своей материнской роли;
  • принятие роли внутреннего «родителя», для освобождения «внешнего мира» от данной функции. 

Напомню, цель моей статьи- показать, как знакомство с «картой мира» только клиента, может «увести» специалиста в иллюзорный мир, «запутать» в бессознательных процессах сопротивления. Польза от использования данной проективной методики, помимо диагностического характера, носит и терапевтический, например, когда родители видят каким «животным» их воспринимают дети, когда супруги видят «расхожесть их жизни» в том, что один шурале (мифическое существо, убивающее людей щекоткой), а другой черепахой с головой козы, выменем коровы. опубликовано econet.ru

 

Автор: Татьяна Хазиева

Источник