Одиозный гражданин и политик Кирилл Барабаш стал известен благодаря нашумевшему процессу в августе 2017 года. Особенности судебных разбирательств и вынесенный приговор всем участникам группы, занимавшейся организацией референдума "За инициативную власть", уже много времени обсуждаются в Сети, не стихая.
Политическая деятельность
Кирилл Барабаш много лет поддерживал ныне запрещенную политическую организацию АВН («Армия Воли Народа»). Созданием этого общественного объединения и разработкой идеологии занимался публицист Юрий Мухин. Как любая организация, АВН имела печатные издания, изложенную программу и цели.
Идеи создания политического объединения, которое бы могло изменить отношения власти и общества, сделав их взаимно ответственными друг перед другом, возникли у Мухина еще в девяностых годах. Последовательно развивая свои теории, лидер АВН привлекал сторонников и увеличивал широту своего влияния на жителей разных регионов РФ. Это было довольно сложно, так как политическое объединение увеличивалось за счет военных специалистов – членов Союза советских офицеров, как правило, находящихся в отставке. Поэтому организация росла медленно.
Несмотря на звучное название, цели движения были вполне мирными:
- Обеспечение подконтрольности власти обществу через организацию референдума по внесению необходимых поправок в Конституцию.
- Возможности создания системы оценки деятельности исполнительных органов.
- Поощрение или наказание представителей властных структур на основании мнения народа о них.
В целом, программа довольно идеалистическая. А поэтому большого количества сторонников организация не набрала.
Арест
Барабаш Кирилл Владимирович был арестован 17.12.2015 после проведенного накануне обыска в его квартире, который состоялся утром 16.12.2015. Результатом этого мероприятия стало изъятие материалов печатного характера. Электронных носителей, касающихся АВН, найдено не было. Обыск проводило пять человек с двумя понятыми после взлома двери в 6.00 утра.
Также Кириллу была вручена повестка на допрос, состоявшийся 17.12.2015, и после которого его арестовали, предъявив обвинение по статье 282. Следователь посоветовала найти адвоката.
В результате быстрого суда, проведенного 18.12.2015, Кирилл был отправлен в «Матросскую тишину», где находился до июня 2016 года, когда его заключение было продлено судьей на основании обращения следствия. Основной суд состоялся уже в августе 2017 года. По нему также была назначена апелляция, которая в декабре 2017 года незначительно смягчила вынесенные обвиняемым приговоры.
Детали процесса
Предысторией процесса, итогом которого стало лишение Кирилла Барабаша звания подполковника и ограничение свободы путем заключения на четыре года в колонию общего режима, было решение Мосгорсуда о запрещении политического движения АВН на территории РФ. Это произошло 19.10.2010 по иску московского прокурора Юрия Семина.
Поскольку некоторые члены организации АВН параллельно являлись участниками ИГПР «ЗОВ», имевшей целью подготовку референдума, то продолжили свою политическую работу в этом качестве. Отдельные бывшие члены АВН примкнули к движению ИГПР «ЗОВ» в течение следующего года.
В марте 2015 года на Кирилла Барабаша было заведено несколько дел с формулировкой «унижение ... правоохранительных органов» и «возбуждение ненависти», из-за его выступлений на митингах. Участие в политических акциях - обычное дело для ИГПР «ЗОВ», которая таким образом выражала свою позицию перед сторонниками и народом.
Следствием этого для Кирилла Барабаша стали такие события:
- 20.10.2015 года – наложение штрафа за выступления на митингах - 300 000 рублей.
- 16.12.2016 – обыск и последующее задержание за участие в работе запрещенной организации АВН.
- 10.08.2017 – Кирилл Барабаш осужден и отправлен отбывать наказание в колонию.
Основным мотивом подобного решения суда было продолжение действия запрещенной организации АВН, имевшей целью «расшатывание» политической обстановки в обществе путем распространения экстремистских идей. Подсудимые своей вины не признали.
В чем же дело?
Имея проблемы с набором участников в свое движение, отдельные члены АВН создали в 2009 году МОД "ЗОВ", которое также занималось организацией референдума. Также на базе МОД "ЗОВ" было создано ИГПР «ЗОВ». Когда АВН решением суда была запрещена, ИГПР «ЗОВ» начала активно набирать участников, пересмотрев программу и цели движения. При оглашении решения суда в 2010 году о запрещении АВН, в частности, было заявлено, что «проведение … референдума» носит декларативный характер, прикрывающий основные цели организации, коими является экстремистская деятельность. В тоже время, опрос свидетелей о деятельности ИГПР «ЗОВ» показал, что организация не занималась распространением материалов экстремистского толка, будучи занятой только подготовкой референдума о внесении изменений в 93 и 109 статьи Конституции РФ о плотном взаимодействии с Центризбиркомом, и исполняя Закон «О референдуме».
Цели движения "ЗОВ":
- изменение двух статей Конституции РФ;
- награждение Президента и правительства по окончании срока их работы;
- наложение ответственности на власть в случае признания народом их работы плохой.
При этом речь шла об изменении совершенно других статей Конституции, чем те, которые предлагались программой АВН.
По итогам процесса в 2015-2018 году (по ИГПР «ЗОВ»), в качестве обвинения выступила листовка, которую распространяли члены организации. Листовка была признана экстремистской еще в 2010 году, так как она публиковалась в запрещенном издании «Дуэль», выпускавшемся лидером группировки Ю. Мухиным.
Вехи жизненного пути
Как началась биография Кирилла Барабаша? Мужчина родился в 1977 г. в семье военного летчика, что и определило его дальнейшую судьбу и карьеру. Вместе с родителями в детском возрасте он перемещался по обширным просторам СССР, а также соцстранам – Монголии, Вьетнаму - к местам службы отца. Романтика авиации привела его в барнаульскую летную школу, а позже – в военное училище в Ачинске. Разносторонние способности Кирилла (музыка, рисование, поэзия) требовали постоянного развития. Поэтому он в дальнейшем получил еще два образования, закончив политехнический институт и юридическую академию. В его лице удивительным образом соединились несколько совершенно разных ипостасей – инженера, политика, поэта, художника.
До вступления в действие приговора суда, Кирилл работал в подмосковном Жуковском в качестве инженера сопровождения авиационного оборудования. Параллельно он был активистом ИГПР «ЗОВ», готовившей референдум и участвовавшей во всех митингах, обличающих власть, в том числе на Болотной площади.
Семья
Кирилл Барабаш заручился поддержкой родных и близких. Его жена Дарья Кучерявая известна своим полным согласием с политической позицией мужа и уверена в его невиновности, считая борьбу за контроль власти не экстремизмом, а правом народа.
После того, как Кирилла Барабаша арестовали, она регулярно информировала СМИ об условиях его содержания в «Матросской тишине» и «Бутырке». Позже много раз заявляла свою позицию полной поддержки мужа и сообщала о нарушениях правоохранительных органов в период проведения следственных мероприятий.
Также у Кирилла есть две дочери Софья и Полина, родители и сестра Елена. Старшая девочка (Софья) занимается музыкой и демонстрирует свое мастерство на серьезных конкурсах. Младшая пока в школу не ходит.
Политические взгляды
Несмотря на причастность к конкретной организации с 2011 года, Кирилл Барабаш имел свои собственные взгляды, которые неоднократно выражал в публичных выступлениях. Особенность его политической позиции - в полной непримиримости к кругам в обществе, которые своей деятельностью, по его мнению, наносят урон России.
Основные личные взгляды, показывающие, кто такой Кирилл Барабаш на самом деле:
- Непримиримая борьба с либералами.
- Свобода слова – как средство контроля власти.
- Борьба с буржуазией, составляющей элиту общества.
- Убежденность в том, что управление страной осуществляется из-за рубежа, а Президент - не настоящий.
- Оглашение позиций отсутствия социальных лифтов в обществе, что продолжает увеличивать разрыв между уровнем жизни «элиты» и народа.
- Агитация за бойкот выборов Президента.
- Поддержка тактических принципов сталинского режима (террор внутри страны «над врагами русского народа»). Лозунг жесткий, однако в материалах ИГПР «ЗОВ» не присутствует.
- Опора на националистические движения.
- Борьба с нелегальной эмиграцией.
Многие противники движения ИГПР «ЗОВ» полагают, что своими выступлениями Кирилл Барабаш хочет втянуть Россию в кровопролитие.
Идеалист и борец
Высокие устремления, свойственные богатым натурам, сформировали политическую позицию Кирилла Барабаша. За свою военную карьеру он неоднократно выражал недовольство коррупцией армейских чиновников, не изменив своих взглядов и после ухода в отставку. В мирной жизни он нашел гораздо больше поводов для недовольства действующей системой управления государством.
Во все времена в России существовали армейские политические круги, выражавшие индивидуалистические, не всегда популярные идеи. Примером большого протеста русских офицеров считается выступление декабристов, о которых Герцен сказал, что они были «далеки от народа». А итогом этого протеста стало запрещение на много столетий участие военных в политических объединениях и коммерческой деятельности, вне зависимости от типа текущей власти. Ведь государство опирается на армию. Армия должна быть ему подконтрольна.
Кирилл Барабаш – кадровый военный в прошлом. Несмотря на яркий характер всех своих выступлений, в них проступают армейские манеры, четкость изложения мыслей и неизменное отсутствие словоблудия. Даже рассматривая обыденные проблемы приходящих на его митинги граждан, он не менял риторики, призывая к объединению и выражению несогласия с позицией властных структур.
Имея хорошую поддержку в офицерских кругах, ИГПР «ЗОВ» не пользовалось популярностью ни среди интеллигенции, ни в кругах несистемной либеральной оппозиции, формируясь исключительно из отставных военнослужащих. Таким образом, реальной политической силой ИГПР «ЗОВ» не обладала, однако влияла на политические взгляды в армии. Эта организация не запрещена и продолжает свою деятельность. Соответственно, при вынесении приговора ее материалы не влияли на решение судей.
Что такое ИГПР «ЗОВ»
Вступление подполковника Кирилла Барабаша в организацию «ЗОВ» в 2011 году, уже через год после запрещения АВН, практически нарушает логику судебного процесса, о чем заявляют правозащитные организации. То есть, имея участников, обвиненных в распространении экстремистских материалов, сама политическая группировка «ЗОВ» не была запрещена и продолжает функционировать.
Следует отметить, что существование этой организации после процесса серьезно ухудшилось ввиду того, что многие члены стали покидать ее и так малочисленные ряды.
Причины неуспеха политического движения:
- Ставка на националистические движения.
- Отвержение идей либеральных партий и нежелание с ними сотрудничать.
- Отсутствие поддержки государством программы движения.
- Свои идеи организация черпает из идеального, на ее взгляд, правления И. В. Сталина, являясь, по мнению специалистов, «национал-сталинистской».
- Группа являлась радикально-оппозиционной власти, заявляя о готовности «взять в руки оружие» при невозможности решить вопрос о внесении поправок в Конституцию правовым путем.
В общем, принципы течения абсолютно непопулярные. Скорее всего, «вред» этого общества государству состоял в том, что расширялась популярность его в армейских кругах – отставных и младшего офицерского состава.
Приговор суда был вынесен после расследования всех существующих видеороликов выступлений представителей ИГПР «ЗОВ» на митингах и на основании найденных при обыске материалов запрещенной организации АВН.
Судьба после приговора
Где сейчас Кирилл Барабаш и что с ним? В официальных источниках информации о месте отбывания срока не указывается местонахождение заключенного. Осужденные являются спецконтингентом, и сведения о них широкой общественности не передаются. Напомним, что Кирилл Барабаш, на основании приговора, должен отбывать оставшуюся после содержания в СИЗО часть срока в колонии, где сейчас и находится.
12.01.2018 Кирилл Барабаш обратился к широкой общественности с просьбой оказывать адресную помощь родным и близким других арестантов, осужденных по делу ИГПР «ЗОВ» и АВН. По его мнению, такая деятельность улучшает взаимодействие между людьми и взаимоотношения в целом.
Из письма также видно, что Кирилл Барабаш оценивает свое пребывание в колонии как отдельный опыт, который позволяет осмыслить идеи и изменить методы работы. То есть он не собирается отказываться от продолжения политической борьбы.
Что думает общественность
Многие организации не высказали своего отношения к произошедшему процессу и его результатам. Это произошло из-за отсутствия интереса либеральной общественности к политическим движениям, близким к националистическим. Ни один видный деятель несистемной оппозиции не делал заявления по поводу группы обвиняемых из ИГПР «ЗОВ».
Тем не менее, правозащитные центры «Мемориал» и «Сова» считают необоснованными запрещение АВН и обвинения, вынесенные судом участникам ИГПР «ЗОВ» 10.08.2017, считая Кирилла Барабаша политическим заключенным.
Также стоит отметить, что 18.03.2017 дело о незаконном аресте и предъявлении обвинения Барабашу и другим участникам процесса обсуждалось в Государственной Думе, будучи инициированным депутатами от КПРФ. Спикеры выразили поддержку ИГПР «ЗОВ», назвав участников своими братьями. Это говорит о поддержке ИГПР "ЗОВ" крупным представителем системной оппозиции.
Таким образом, биография Кирилла Барабаша обогатилась еще одной ипостасью – «политического заключенного».