Клаус Шульце – один из самых известных музыкантов-электронщиков, ставших популярными еще в далекие семидесятые. Именно он наравне с Эдгаром Фрезе, Петером Бауманом и Михаэлем Хенигом стал пионером и первооткрывателем нового электронного звука, позже эпидемией охватившего всю Европу и развившегося в известные нам жанры академической электронной музыки.
Биография
Клаус Шульце, альбомы которого до сих пор продолжают потрясать любителей электронной музыки по всему миру, родился 4 августа 1947 года в Берлине, Германия. Семья мальчика была удивительно творческой. Отец – известный писатель Инго Шульце, выпускавший серии очерков и эссе, а мать – балерина, игравшая в Берлинском Городском Театре, что по тем временам было немалым достижением.
В детстве маленький Клаус учился играть на классической гитаре под руководством отца, однако позже сменил акустическую гитару на электрическую, став больше внимания уделять экспериментальной рок-музыке, интерес к которой и привел его в неформальные творческие объединения Берлина.
Ранние годы
Имея небольшой опыт игры на барабанной установке, Клаус Шульце поочередно нанимается барабанщиком в разные малоизвестные группы Берлина, однако успеха нигде не имеет. К тому времени он неплохо освоил гитару, барабанную установку, пробовал петь и заниматься продюсированием, а также звукозаписью.
Попытка создать собственную группу также не увенчалась успехом. В 1967 году проект Клауса и двух его друзей Psy Free начинает выступать в клубах и ресторанах, играя композиции из репертуара старых рок-групп.
Очень скоро это надоедает молодому музыканту, и он углубляется в изучение философии, культуры, занимаясь самостоятельно в домашних условиях, а в 1968-м Клаус поступает в Берлинский Педагогический Университет, сразу становится стипендиатом, получая повышенную стипендию.
Tangerine Dream
В это же время Клаус Шульце знакомится с Эдгаром Фрезе, будущим основателем легендарного проекта Tangerine Dream.
Эдгару был необходим барабанщик для нового проекта, и он предложил Шульце временную работу. Музыкант принял предложение, и первое время активно влиял на участников группы, игравшей в то время альтернативный рок с вкраплением множества стилей.
Весной 1970 года под руководством Клауса Шульце был записан первый полноформатный альбом Tangerine Dream – Electronic Meditation, в котором уже можно было увидеть его сильнейшее тяготение к электронной музыке. Клаус активно использовал для записи церковный орган, а также секвенсоры от MOOG.
Эдгар Фрезе был недоволен звучанием, предложенным Клаусом, так как, по его мнению, альбом должен был восприниматься общественностью как рок-произведение, а не как «космическая электроника». Шульце был уволен из группы в 1971 году, и на его место был приглашен молодой и неопытный музыкант Кристофер Франке.
Сольная карьера
Наученный горьким опытом сотрудничества, Клаус Шульце принимает решение начать сольную карьеру, и после непродолжительного отдыха приходит в зал Берлинской Филармонии с небольшим синтезатором, старыми пленками и звукозаписывающим устройством. Спустя месяц выходит его первый сольный альбом Irrlicht, потрясший общественность сочетанием оркестрового звучания с медленными синтезаторными партиями.
Спустя два месяца у Tangerine Dream выходит альбом Zeit, в точности копирующий свежие идеи Клауса Шульце, а также частично основанный на его наработках.
Клаус не обращает внимания на ярко выраженный плагиат, выпускает второй студийный альбом Cyborg, и запирается в домашней студии, изучая возможности электронных инструментов, а также осваивая и создавая различные синтезаторные комплексы, исследуя синтез звука и мелодические структуры собственного стиля.
Новаторство в исследовании звука - вот главная черта, которую воплощал клавишник в своих работах, и музыка Клауса Шульца до сих пор не имеет аналогов в мире.
В период с 1972 по 1975 год Клаус подыскивает лейбл, на котором он мог бы издать серию созданных в этот же период работ. Начавшиеся было переговоры с лейблом Ohr, а также попытка сотрудничества с ним оказываются неудачными, и Клаус снова уходит в себя, продолжая музицировать в домашней студии, в которой теперь были, помимо старенького органа и электрогитары, несколько синтезаторов MOOG, а также множество различных как заводских, так и самодельных секвенсоров.
В 1974 году Клаусу Шульце наконец-то повезло: он подписывает контракт с лейблом Metronome, на котором в последующие десять лет выходит серия его работ.
В следующем году молодой композитор закрепляет успех, выпустив альбом Timewind, ставший не только классикой Берлинской школы электронной музыки, но и признанный лучшим альбомом в подобном стиле вообще.
В одно мгновение музыкант становится самым востребованным электронным композитором в Европе.
Через год Клаус Шульце, дискография которого к этому времени насчитывала не один десяток записей, выпускает легендарный альбом Moondown, который не только закрепляет его положение в мире музыки, но и провозглашает законодателем веяний на электронной мировой сцене.
Продюссирование
Положение клавишника в мире музыки позволило ему полноценно заняться продюсированием различных электронных и поп-коллективов, что привело к возникновению в 1981 году лейбла IC, выпускающего артистов, работающих в электронном жанре. Первое время Клаус Шульце в восторге от новой идеи взаимоподдерживающего сотрудничества, однако спустя пару лет его энтузиазм угас, так как музыкант заметил, что новое поколение артистов в мире электронной музыки – лишь блеклая копия его собственных работ, а также работ его коллег из Берлинской школы электронной музыки.
В свободное время лейбл издает сборники музыки - "Клаус Шульце: лучшее" или записи с концертов, подвергшиеся обработке.
В 1983 году музыкант продает IC и заканчивает карьеру продюсера.
Личная жизнь
О личной жизни музыканта известно крайне мало. Клаус Шульце редко давал интервью, а в приложениях к его альбомам не было никакой информации об исполнителе, за исключением фотографий.
Известно, что музыкант всю жизнь прожил в собственном доме недалеко от родительского, а также, что у него был старший брат – Ханс Дитер Шульце, умерший в 1977 году.