Во Франции ушел из жизни легендарный дизайнер Патрик-Луи Виттон, который не просто был потомком и продолжателем традиций модного дома Louis Vuitton, но и меценатом. Он наряду с другими участниками транснациональной компании LVMH создал фонд Louis Vuitton, который поддерживает творческие проекты и способствует развитию современного искусства как во Франции, так и за ее пределами. Самым грандиозным его достижением стало строительство нового культурного центра «художественного творчества» Fondation Louis Vuitton, который смело можно назвать ярким образцом парижской архитектуры XXI века.
Fondation Louis Vuitton – музей современного искусства и культурного центра Парижа, созданный на средства транснациональной компании LVMH, известного производителя предметов роскоши под торговыми марками Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Chaumet, Moët & Chandon, Hennessy и др. считается наиболее неординарным образцом современной архитектуры за последние годы.
Неординарная конструкция сооружения благодаря внешней оболочке, созданной из стекла и стали, больше похожа на парящий в облаках гигантских размеров парусник, который не перестает удивлять и привлекать к себе внимание на протяжении уже 5 лет. Концепт этого культурного центра разрабатывал легендарный архитектор-новатор Фрэнк Гери, который своими проектами бросает вызов целому поколению архитекторов воспитанных на классике.
Фрэнк Оуэн Гери (1929 г.) — гениальный архитектор современности, преемник постмодернизма и основатель деконструктивизма. Он является автором всего самого смелого и неординарного в современной архитектуре, созданного со стекла и металла.
И это заметно даже издалека, ведь само здание больше напоминает айсберг, парусник или бутон огромного цветка – образ зависит от того, с какой стороны на него посмотреть. Ощущения нереальности усиливаются благодаря мелководному водоему, над которым и был расположен музей современного искусства Fondation Louis Vuitton. Благодаря наличию стеклянных поверхностей обтекаемой формы, в которых отражается окружающий сад Акклиматисьон (Jardin d’Acclimatation), музей идеально вписался в ландшафт Булонского леса.
Чтобы неординарный концепт здания с вздымающимися 12 парусами можно было воплотить в жизнь, пришлось поработать технологам, которые с помощью программы трехмерного моделирования (разработка компании Gehry Technologies) создали сложные формы. Для того, чтобы получить выпуклые формы, которые укладываясь в общее «полотно» паруса и не имели острых углов, построили специальную печь, благодаря которой 3,6 тыс. стеклянных панелей смогли согнуть так, что бы готовая конструкция имела идеально изогнутую поверхность с плавными линиями.
Технологические новшества внедрялись на протяжении строительства уникального сооружения, ведь помимо 12 парусов, имеющих площадь 13,5 тыс. м², строилось и основное здание, к которому и были прикреплены стеклянные конструкции. Основное двухэтажное сооружение покрыли 19 тыс. пластин белого цвета созданных из сверхпрочного бетона Ductal покрытого армированным волокном. Эти плиты пришлось отливать только после создания трехмерной модели, ведь причудливая форма здания, требовала точного расчета и правильной укладки каждого элемента.
В итоге получилось здание, больше похожее на айсберг, нежели на дом. Но такая странная форма не стала неожиданностью, если учитывать, что ее создавал легендарный архитектор, который не приемлет прямые линии и стандартные конструкции. Столь необычный внешний вид был предопределен тем, что на этом месте ранее располагался городской аквариум и большая оранжерея и автор старался подчеркнуть единство созданного ним строения и природы.
Не менее впечатляющим получилось внутреннее пространство музея., – рассказывает Жан-Поль Клавери, арт-консультант Бернара Арно и группы LVHM.
И это действительно так, в Fondation Louis Vuitton создано 9 выставочных площадок, несколько галерей, зал-грот, книжный магазин, сад, ресторан Le Frank и множество террас. Особое внимание хотелось бы уделить открытым террасам, которые спрятаны за 46-метровыми парусами.
С верхних площадок особенно отчетливо видно изогнутые линии стеклянной конструкции и очертания главного корпуса, а также основные достопримечательности Парижа – Эйфелеву башню, сад Jardin d’Acclimatation, Булонский лес и небоскребы La Défense.
На открытии этого уникального во всех отношениях культурного центра сам автор идеи Фрэнк Гери, признался:
Как показало время, эта скрипка действительно заиграла, и удивительный культурный центр работает в полную силу. На его выставочных площадях действуют постоянные экспозиции, одна из которых посвящена созданию Foundation Louis Vuitton, еще одна знакомит посетителей с коллекцией работ, принадлежащих Fondation. А вот остальные периодически обновляются за счет произведений искусств из личной коллекции Бернара Арно и компании Moët Hennessy — Louis Vuitton.
Несколько раз в год организовываются новые выставки, на которых экспонируются картины, инсталляции и скульптуры как признанных, так и начинающих творцов. Также проходят различные культурные мероприятия, встречи с именитыми и начинающими художниками, архитекторами, дизайнерами и музыкантами, работают мастерские.
Под крышей уникального музея-культурного центра Louis Vuitton был оформлен концертный зал и теперь на его сцене можно увидеть выступления всемирно известных исполнителей классической музыки и современных жанров.
Фрэнк Гери создал не единственный музей, поражающий своими экспрессивными неординарными формами. На счету у гения деконструктивизма 5 современных культурных центров, которые сами стали произведением искусства.