История знает немало красивых и талантливых женщин с яркой и интересной судьбой. Эти дамы были символами своей эпохи. Другие женщины копировали их прически и наряды, стараясь стать похожими на знаменитых прелестниц. Мужчины - аристократы, богачи, поэты и композиторы - теряли от красавиц голову и бросали к их ногам титулы, несметные богатства, свой талант, отводили им значительное место в своем творчестве.
Одной из таких удивительных женщин была оперная певица, фотодива и актриса Лина Кавальери. Ее судьба - убедительный пример того, как низкое происхождение, бедность и отсутствие образования не смогли стать преградой на пути целеустремленного и трудолюбивого человека.
Начало пути
Наталина Кавальери родилась 25 декабря 1874 года в итальянском городе Витербо. Ее родители были очень бедны, поэтому девочка не могла получить образование и была вынуждена работать, как и ее четверо братьев и сестер. Она помогала портнихам, продавала газеты и фиалки. Красивой девочке на улице приходилось постоянно отбиваться от настойчивых недвусмысленных притязаний пылких синьоров.
Звезда кафешантанов
С раннего детства Лина любила петь. Всех, кто ее слушал, поражало ее проникновенное пение. Однажды его услышал новый сосед Кавальери – учитель музыки. Он согласился дать девушке несколько уроков пения, а затем посоветовал своему знакомому взять Лину в кафешантан в качестве певицы. Лина Кавальери пела популярные песни и пользовалась успехом у публики. Люди были заворожены одним ее появлением на сцене – настолько она была хороша собой. С 1888 года она стала участвовать в конкурсах красоты.
Между тем отец Лины потерял работу и больше не мог содержать большую семью. Семейство Кавальери испытывало отчаянную нужду. Девушка перестала огорчать отказами влиятельных мужчин, добивающихся ее расположения, и постепенно имя Лины Кавальери появилось на афишах наиболее успешных увеселительных заведений.
Успех
Ее слава быстро распространилась по городу. Владельцы самых шикарных ресторанов мечтали заполучить Кавальери в свое заведение. Но амбициозная девушка не желала довольствоваться сомнительной славой ресторанной певички. Ей хотелось покорить большую сцену, стать оперной певицей. Она не переставала работать над собой. Ее высокие гонорары позволяли ей оплачивать учителей пения и танцев.
К девушке пришел настоящий, головокружительный успех. Зрителей очаровывал не столько голос Кавальери, сколько ее красота. Уже тогда ее называли самой красивой женщиной в мире. Скептики - современники Кавальери - утверждали, что ее голос уступал внешним данным, а славой она обязана исключительно своей красоте. Во всяком случае, певица и танцовщица Лина Кавальери гастролировала по всей Европе, выступая в мюзик-холлах, кафешантанах. И везде ее выступления сопровождались овациями восторженных зрителей.
Фотодива
В конце XIX века искусство фотографии уже не было диковинным. Люди, которые раньше не имели средств купить картину или оплатить написание своего портрета, теперь могли за незначительную сумму запечатлеть себя на фотографии, любоваться снимками пейзажей и изображениями красивых женщин на открытках. Огромной популярностью пользовались снимки женщин. Предшественницы фотомоделей, "открыточные" красавицы имели огромный успех.
Лина Кавальери начала работать с известным парижским фотографом Рутлингером. Он прославился тем, что снимал наиболее выдающихся женщин своего времени, не штампуя снимки безликих барышень с котятами. Открытки с Линой стали сенсацией. Она стала первой фотомоделью в мире и лицом Прекрасной эпохи. Кавальери снималась для рекламы, открыток, афиш. Ее волнующая красота и силуэт «песочные часы», который достигался посредством ношения корсета, привели к тому, что открытки с ее изображением пользовались огромным спросом. Женщины с жадностью изучали ее прическу и детали туалета, копируя их и стараясь соответствовать манящему образу. Имя Лины Кавальери, биография которой описана в данной статье, стало брендом. Ее любили, ею восхищались, ей многие завидовали. Было немало женщин, желающих приблизиться к славе Лины Кавальери. Они выступали под ее фамилией, называя себя дальними родственницами знаменитой оперной певицы.
Прекрасная эпоха
Прекрасной эпохой именуют период с последних десятилетий XIX века до начала Первой мировой войны. Эта эпоха ознаменовалась расцветом искусства, в т. ч. фотографии, громкими научными открытиями и изобретениями, началом женской эмансипации и рождением кинематографа.
Петербургский роман
В конце 1890-х певица Лина Кавальери отправилась покорять Россию. Ей это удалось. В России уже слышали о ней, но успех превзошел все ожидания. Кавальери покорила всех, даже самых скептически настроенных деятелей искусства. Увлечение певицей было похоже на безумие. В стороне не остался и молодой князь Барятинский. Вскоре о романе Александра Барятинского и Лины Кавальери говорил весь Петербург. Цены на билеты на концерты Лины резко возросли, открытки с ее фотографиями раскупались тысячами.
В высшем обществе никто не удивлялся романам аристократов с ресторанными певичками. Элитой считались певицы и балерины, ведь и сам император до женитьбы увлекался балериной Матильдой Кшесинской. С гастролирующими итальянскими певицами русские дворяне нередко заводили интрижки и раньше.
Офицер Александр Барятинский – представитель знатного, богатейшего рода. Его отец – генерал, имеющий немалое влияние при дворе и особо приближенный к императору. Молодой князь осыпал Кавальери изысканными драгоценностями стоимостью в сотни тысяч рублей, оплачивал ей петербургских преподавателей вокала, заказал ее портрет одному из лучших портретистов того времени – итальянскому художнику Джованни Больдини. Но когда Барятинский просил у императора разрешение на женитьбу на певице, Николай II напомнил своему подданному о законе, согласно которому офицер, женящийся на кафешантанной певице, должен подать в отставку. Не получив императорского разрешения и не желая покрывать позором свою семью, Барятинский отказался от намерения связать себя узами брака с самой красивой женщиной в мире. Вскоре молодой человек женился на светлейшей княгине Екатерине Юрьевской – внебрачной дочери Александра II. Роман Александра Барятинского и Лины Кавальери был окончен.
Дебют в опере
Дебют Кавальери на оперной сцене состоялся в 1901 году в Санкт-Петербурге. Она исполнила партию Виолетты в знаменитой опере Джузеппе Верди «Травиата» в составе оперной труппы. Выступление было удачным, Лина даже удостоилась похвалы великого оперного певца Леонида Собинова. За партией Виолетты последовали Мими («Богема» Пуччини), Маргарита («Фауст» Гуно), Сантуцца («Сельская честь» Масканьи), Тоска («Тоска» Пуччини), Манон («Манон» Массне), Недда («Паяцы» Леонкавалло) и многие другие. Ее партнерами были несравненные Энрико Карузо, Маттиа Баттистини.
Лина выступала во многих столицах Европы на лучших оперных сценах. В декабре 1906 года Кавальери вместе с Карузо выступали в Метрополитен-опере в Нью-Йорке.
Жизнь за океаном
В 1907-1908 годы Лина много выступала в Метрополитен-опере. Также она активно снималась для журналов, рекламы почтовых открыток. Как и в Европе, эта деятельность приносила ей немалые деньги.
Первый брак
В 1908 году мужем красавицы стал американский богач Роберт Уинтроп Чанлер. Казалось бы, чего еще желать: есть молодость и красота, признание и слава, возможность заниматься любимым делом, муж и финансовое благополучие. Многие женщины со всего мира завидовали Лине Кавальери. Интересный факт из жизни дивы: ее первый брак продержался лишь… 8 дней! Но официально Чанлер и Кавальери развелись в 1912-м. В связи с этим Метрополитен-опера расторгла с певицей контракт, что сильно пошатнуло ее карьеру.
1909-1911
Как следует из биографии Кавальери, Лина в этот период выступала на престижных оперных сценах Нью-Йорка, Парижа и Москвы. В парижской Гранд-опера вместе с нею в спектакле выступил тенор Люсьен Мураторе.
Второй брак
В 1913 году Кавальери вышла замуж за оперного певца и своего партнера по сцене Люсьена Мураторе. Уже в 1914 году она родила дочь Елену. К 40 годам Лина Кавальери оставила сцену.
Секреты красоты от первой красавицы мира
Сенсацией стал выход книги Лины Кавальери «Мои секреты красоты». Главная идея книги состоит в том, что источником красоты является молодость. Чтобы сохранить ее как можно дольше, женщине нельзя уставать. Ведь именно покой сохраняет красоту. Переутомление, болезни и недомогания пагубно сказываются на внешности, поэтому необходимо заботиться о себе и беречь свое здоровье. По мнению Кавальери, долгое чтение книг, как и участие в автомобильных гонках, вовсе не нужно женщине.
Дамам, желающим избавиться от морщин вокруг глаз и освежить усталое и поблекшее лицо, Лина советует умываться горячей водой. Линию носа и носогубные складки следует регулярно массажировать. Также любые морщинки следует массажировать круговыми движениями, чтобы к этому участку кожи прилила кровь. В этом случае морщины исчезнут. Чтобы волосы не портились, нужно мыть их не более раза в неделю. Теплые компрессы, розовая вода и свежие фрукты на завтрак способны улучшить цвет лица. Гулять Кавальери советует ровно столько, сколько нужно для того, чтобы избежать ожирения и тусклых глаз. Прогулки способствуют похудению, поэтому дамам, склонным к полноте, следует больше гулять.
Охотно делясь своими секретами красоты, Лина Кавальери советовала избегать крайностей в еде: слишком горячего, холодного, жирного следует избегать. Но и поститься не нужно, ведь это вредит женской красоте. Она советует воздержаться от тяжелой и жирной пищи, а также отказаться от утреннего завтрака.
Особое место в образе красивой женщины, по мнению Лины, принадлежит белым нежным рукам. Нужно беречь их от холода, тогда они будут оставаться мягкими. Чтобы кожу не иссушила вода, в которой содержится известь, мыть руки красавица рекомендует дистиллированной водой, а после - смазывать глицерином, растирая их столько же времени, сколько отводится на мытье - 5 минут. Ногти следует протирать верблюжьей кожей, капнув на ноготь красной краской, что придаст ногтю после растирания здоровый розоватый цвет. Модницам стоит помнить, что красные или слишком блестящие ногти – признак дурного тона.
Для женщины важно иметь красивую шею с белой кожей. Но если это не так, то недостаток можно исправить одеждой. Так, короткую шею можно визуально удлинить вырезом платья, а длинную - укоротить высоким воротничком. Полную или худую шею поможет исправить массаж. К сожалению, от старения нет средств, но Кавальери советует мазать шею утром и вечером жирным кремом, в состав которого входит глицерин, бараний жир и другие похожие ингредиенты. Плохую службу служат подушки, от которых Лина советует отказаться. Кроме того, Кавальери советует спать исключительно на спине.
Волосы певица рекомендует мыть концентрированным шампунем, рецепт которого она приводит в своей книге. Также самая популярная фото-дива своего времени делится рецептами отваров, помогающих при ослабленных волосах. Щипцами и прочими средствами для завивки волос Кавальери советует пользоваться как можно меньше. Справиться с седеющими волосами поможет лавзания.
Лина Кавальери призывает женщин к ежедневному принятию ванны. В воду она советует добавлять различные ингредиенты в зависимости от типа кожи.
Кавальери и кино
Вместе с мужем Лина занималась постановкой киноверсии оперы «Манон Леско». В то время кино считалось низким искусством. Даже солидные гонорары не могли убедить известных артистов сниматься в фильмах, в которых к тому же отсутствовал звук. Лина Кавальери стала первой звездой мирового уровня, снявшейся в кино. Успех был огромным. Фильмы с участием Лины Кавальери рекламировали несколько нестандартно, зазывая людей на просмотр киноленты затем, чтобы увидеть Кавальери, щеголяющую в новомодных нарядах от ведущих парижских модельеров и драгоценностях немыслимой стоимости.
Зрелые годы
Началась Первая мировая война, светская хроника теперь интересовала людей намного меньше, чем новости с фронта. В типографиях катастрофически не хватало бумаги. Прекрасная эпоха открыточных красоток подошла к концу.
Муж и братья Лины Кавальери ушли на фронт. Она стала сестрой милосердия.
Позже Кавальери открыла в Париже собственный косметический салон. В то же время Лина вела колонку о макияже и уходе за собой в журнале «Фемина».
По возвращении в США Лина снялась в нескольких фильмах. Но в личной жизни Лины Кавальери произошел перелом. Она узнала, что ее муж давно имеет другую семью. Развод последовал незамедлительно. В этом же 1927 году Лина вышла замуж за известного автогонщика Джованни Кампари. Но в 1933 году Кавальери овдовела.
Бывшая звезда оперной сцены обосновалась во Флоренции. В 1936 году она написала книгу воспоминаний.
Во время Второй мировой войны Лина Кавальери служила медсестрой. В феврале 1944 она погибла во время бомбежки авиацией союзников окрестностей Флоренции – бомба попала в дом Кавальери, когда она находилась внутри.
Заключение
Судьба прекрасной Кавальери до сих пор будоражит умы. О ней снято несколько художественных фильмов, главные роли в которых исполняли ведущие голливудские актрисы. В 2004 о певице был снят документальный фильм. О ней пишут книги. Авторы также упоминают о красавице в своих литературных произведениях, описывая современную ей эпоху и подчеркивая, что Лина сыграла немаловажную роль в искусстве и светской жизни тех лет. Красота Лины Кавальери вдохновляла художников, дизайнеров, модельеров. Ее портрет писали Таллони, Болдини, Серов, Суриков и другие великие художники.
Дискография Лина Кавальери не обширна (что, в принципе, понятно, учитывая технические возможности того времени, когда она еще блистала на сцене) и представлена ариями из опер и песней «Ах! Мари!», записанной совместно со вторым мужем певцом Мураторе. Фильмов с ее участием, пожалуй, не видел никто из живущих ныне. Сейчас у людей уже иные кумиры, а имя Лины Кавальери многим незнакомо. Но стоит взглянуть на изображение этой удивительной женщины, которая была потрясающе красива своей естественной, не «сделанной» красотой, и сразу понимаешь, почему она была так популярна и желанна, почему в истории навеки останется самой красивой женщиной в мире.