Лиз Гилберт: Не научившись брать свой страх с собой, вообще никуда не уйдешь | Nastroy.net

28.06.2017 14:11

Зачем нам нужен страх

Возможно, вы ждете моего совета отринуть страхи. Ничего подобного. Я в это не верю. Творческая жизнь — путь для храбрых, однако он не подходит для бесстрашных, и важно различать эти состояния.

Храбрость, смелость, отвага помогают перебороть страх. Бесстрашие, в свою очередь, означает отрицание страха.

Если вы решили стать бесстрашным, будьте внимательны. Зачастую эта дорога заводит в очень неприятные декорации. Наиболее бесстрашными оказываются сомнительные социоопаты, а также беззаботные трехлетки: не самые лучшие образцы для подражания.

Страх нам нужен. Он полезен для выживания. Эволюция дала нам механизмы страха, чтобы наша жизнь не получилась бессмысленной и не оборвалась по-дурацки.

Бесстрашные люди лезут под машину или теряются в дремучем лесу.

Они прыгают со скалы во время шторма, не умея плавать.

Они выходят замуж за человека, который с самого первого свидания отрицает важность отношений.

Так что в целом страх полезен. Он помогает избавиться от реальных опасностей (некоторые я только что перечислила).

Правда, страх довольно бесполезен в творческой плоскости. Это не означает, что он там не появится — особенно в ходе изобретения нового или исследования непознанного. Скорее наоборот, он наверняка придет и будет мешаться. 

Страх сопровождает все процессы, выдающие неожиданный результат. Он уверен, что всякий результат, неизвестный заранее, приведет к кровавой, мучительной, физически невыносимой смерти. 

Страх — это охранник из гипермаркета, возомнивший себя морским спецназовцем: не спал три дня и пьет Ред Булл на завтрак, обед и ужин. В попытке уничтожить кажущегося врага способен отстрелить себе тень.

Это человеческая натура. Не нужно этого стесняться. Научитесь работать со страхом.

** Вот как я научилась работать со своим страхом. Давным-давно я приняла решение, что вместе с творческой жизнью я выдам прописку и страху.

Я предоставлю ему отдельную комнату.

Я поняла, что мне понадобится мощная внутренняя жизнь, чтобы и творческим порывам, и страхам хватило места. Похоже, они редко расстаются.  Возможно, моё творчество и мой страх — это сиамские близнецы. По крайней мере, я не делаю ни одного творческого шажка без внимательного участия страха.

Возможно, творчество и страх родились в одно время и живут одним телом. Проявите осторожность: в попытке уничтожить страх некоторые лишаются и творческой жизни.

Так что я не стараюсь уничтожить свои страхи. Наоборот, я предлагаю им нежиться на просторе. Каждый день.

Я отпускаю страх на прогулку прямо сейчас. Он живет, дышит и вытягивает тонкие ножки.

Чем меньше я с ним борюсь, тем реже он даёт сдачи. Если мне удалось расслабиться, он тоже не напрягается.

Я с открытым сердцем приглашаю страх разгуливать вместе со мной. Я читаю ему специальную пригласительную речь всякий раз, когда приступаю к новому проекту или отправляюсь в путешествие.

**Я не говорю, что это легко или удобно — таскать страх с собой, отправляясь в великий поход. Но оно стоит того. 

Не научившись брать свой страх с собой, вообще никуда не уйдешь.

А уходить хочется. Жизнь коротка, удачных моментов попадается мало, и хочется успеть поучаствовать в любопытном, интересном и творческом, пока мы всё еще здесь. Я предполагаю, что вы тоже так думаете.

В вас кроются глубины, тайны, сокровища. И во мне. В каждом из нас! Чтобы раскопать эти глубины, раскрыть тайны и поднять к свету сокровища, нужно вложить много сил, времени, веры, сосредоточенности, настойчивости и работоспособности.

Часы тикают, планета вертится, и нам некогда быть скромными. опубликовано econet.ru

© Элизабет Гилберт, отрывок из главы «Courage», книга «Big Magic», перевод Елена Трускова

Источник