Любимый внук «АНТИЛОПЫ-ГНУ» | Nastroy.net

07.03.2019 11:15

Ещё один курьёзный «чудо-агрегат», который можно будет увидеть на мартовской Олдтаймер-Галерее в Сокольниках – вездеход ГМВ-2 «Гундрины Михаил и Всеволод, вторая модель» задуман в 1970 конструктором из Оренбурга М. Гундриным (В. Гундрин – его сын), построен вчерне в 1985-м, «доведён до ума» к 1990 году.

На сварной трубчатой раме установлена зауженная передняя часть фюзеляжа списанного фронтового бомбардировщика в учебном варианте Ил-28У, на котором в Оренбургском училище летал Юрий Гагарин.

В средней части фюзеляжа размещён двигатель от УАЗ-469, трехскоростная КПП ГАЗ-21 и укороченный "уазовский" мост, посредством двух цепных передач передающий крутящий момент на трехколёсный рядный гусеничный движитель из прорезиненной ленты, с развитыми грунтозацепами. Подвеска собственной конструкции, авиационного типа, независимая, с индивидуальным подрессориванием. Рулевое управление – на основе запчастей от «Жигулей». В передней части вездехода – «моторный отсек» (на самом деле, кожух для защиты передней подвески и рулевого управления), собранный из частей грузовика ГАЗ-52.

Изначально машина задумывалась как снегоход, позже была адаптирована к дорогам общего пользования (для этого лыжи и гусеничный движитель заменялись колесами). Четырехместный аппарат (водитель и три пассажира) с грузовым отсеком на 400 кг в сентябре 1990 года прошел необходимые испытания и получил государственные номера в ГАИ.

Тогда же, на волне кооперативного движения, возникла мысль наладить мелкосерийное производство машины, для чего на военном аэродроме под Оренбургом было закуплено 40 фюзеляжей списанных «илов». Идея реализована не была.

И честно говоря, было бы удивительно, если бы была. Говоря не предвзято, «снегоход-дорогоход» являет собой архаичную любительскую конструкцию с техническими решениями на уровне областного дома пионеров. Да, общий вид экзотический, годах в 20-х прошлого века его можно было бы даже назвать «футуристическим», но для конца века, откровенно говоря, выглядит слабо.

И если о комфорте конструкторы ещё хоть как-то позаботились – автономная система отопления на дизтопливе, электронагревательный аппарат в масляном поддоне для предпускового разогрева, то о таких вещах, как активная и пассивная безопасность, конечно, и речи не идёт. Творчество? Безусловно. Достижение? Вряд ли.

Как говаривал Остап Бенедер, «– Видите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машины Зингера? Небольшое приспособление – и получилась прелестная колхозная сноповязалка».

Впрочем, чудом сохранившись до наших дней, ГМВ-2 представляет собой отличный экспонат для музея или коллекции, посвящённой жизни и быту позднего СССР, ибо перед нами – воплощённое в металле свидетельство неповторимой эпохи, каким-то невероятным образом сочетавшей в себе великие идеи и непритязательный быт, талантливых инженеров и дефицит комплектующих, космические масштабы и «коммунальную» ментальность…

Источник