Известный французский пианист Люка Дебарг, несмотря на то что границы России с Францией еще закрыты, смог приехать в Москву, чтобы дать сразу три концерта. И это неспроста, поскольку у музыканта к нашей стране особое отношение. Именно участие в конкурсе имени Чайковского дало пианисту «путевку в жизнь».
Гастроли в Москве
Люка занял в вышеупомянутом конкурсе (который, кстати, проходил в Москве) четвертое место, однако запомнился слушателям больше других конкурсантов. А все из-за уникальной, самобытной и виртуозной манеры исполнения композиций. Кстати, в репертуаре у француза по большей части музыка русских композиторов: Рахманинова, Прокофьева, Чайковского, Метнера, Скрябина.
С момента участия в российском конкурсе прошло всего пять лет. За это время Люке удалось сделать многое: прославиться на весь мир, завоевать многомиллионную аудиторию, дать десятки сольных концертов. В этом году он стал первым музыкантом международного уровня, кто не побоялся после пандемии покинуть пределы родной страны и прилететь с концертами в Россию. В Московской филармонии он дает сразу три концерта: два с оркестром и один сольный.
Страхи
В перерывах между выступлениями Люка любезно согласился пообщаться с журналистами, чтобы рассказать о своих впечатлениях.
Первым делом представители СМИ поинтересовались, как же артисту удалось пересечь границу. Пианист ответил, что этим вопросом занималось его агентство. Сначала связались с руководством Московской филармонии, получили «добро» на проведение концертов, а потом и разрешительные документы на въезд.
Люка признается, что не чувствует себя в безопасности в полной мере: дают о себе знать страхи, связанные с коронавирусом. С другой стороны, ощущается вроде как единство с предками, ведь музыканты раньше преодолевали огромные расстояния, чтобы дать концерты, пообщаться с публикой. Так что есть в этом что-то такое особенное, что дает вдохновение, позволяет бороться с фобиями, акцентировать внимание на творчестве, искусстве.
О самоизоляции
Люка говорит, что самоизолировался на время пандемии в своем загородном доме. Там у него нет пианино, но есть электронное фортепиано. Как ни странно, но музыкой Дебарг занимался меньше, чем обычно. Все эти пять лет после того, как на пианиста обрушилась слава, он не давал себя отдыха: были только репетиции и гастроли, никакого времени на себя. Во время самоизоляции появилась реальная возможность отдохнуть от работы, помечтать, предаться философским размышлениям, подумать о своем месте в этом мире и в жизни в целом. По словам музыканта, он наслаждался этим временем отдыха и расслабления, однако через несколько месяцев эйфория прошла. Появилось желание вновь пообщаться с публикой, очутиться на сцене.
Секрет успеха
Возможно, кому-то могут показаться странными высказывания Дебарга о том, что он отделяет карьеру и личную жизнь, что устает от музыки. Бытует мнение, что музыка – это смысл жизни для таких людей, что они практически живут ею и что карьера всегда в приоритете. Однако Люка не из таких. Пианист полагает, что музыкант не добьется больших успехов, не сможет по-настоящему зацепить публику, если будет все время работать, игнорируя простые человеческие радости: общение с близкими, друзьями, отдых и т. д.
Люка говорит, что неоднократно видит музыкантов, которые вроде бы и играют хорошо, и нареканий никаких к ним нет, но в их композициях – сплошная пустота. Технически все отлично, а души нет. Все потому, что они упорно занимаются по восемь-десять часов в день, оттачивая мастерство, стремясь понравиться родителям, преподавателям, преследуя цель стать лучшими музыкантами, однако не понимают одного: чтобы композиция наполнилась смыслом, ее нужно прочувствовать, прожить. Если не будет опыта, если эмоции окажутся, по сути, чужими, то ничего не получится.
Самородок
Люка признается, что вырос совсем не в творческой семье. Все открытия он делал сам. Самостоятельно выбрал путь искусства и музыки. Ему нравится экспериментировать, давать свою интерпретацию уже известных произведений. Второй концерт Прокофьева молодой человек играет в российской столице впервые. Это выступление он считает непростым, поскольку звукозапись соткана из контрастов. С одной стороны, нужно передать боль и трагизм, ведь Прокофьев творил, находясь в скорбном состоянии после кончины друга. С другой стороны, в композициях есть сказочно-таинственные мотивы, которые тоже нужно донести до публики. Так что задача непростая: сочетать вроде как несочетаемое. Удивительно, что даже это Люке удается блестяще.
Пианист признается, что ему важно давать концерты именно в России, предлагать редкий репертуар, ведь публика здесь благодарная и принимающая эксперименты.
Обстановка во Франции
Люка также рассказал о том, какова обстановка во Франции в посткоронавирусный период. Он отметил, что большинство выступлений, фестивалей было отменено: разрешили провести только несколько, да и то под открытым небом с соблюдением социальной станции и другими мерами предосторожности.
Сфера искусства сейчас не финансируется государством, поэтому переживает очень непростые времена. Однако пианист понимает мотивы политиков и властей: сейчас все силы бросаются на здравоохранение, на укрепление и поддержание экономики. А искусство все же не является жизненно необходимым, пока его можно отодвинуть на второй план. Однако Люка не теряет надежды, что скоро ситуация стабилизируется, что будут выделяться деньги на творчество и культурное развитие. Он с оптимизмом смотрит в будущее.