Мечтой портретистов прошлого была возможность максимально детально и правдоподобно запечатлеть внешность тех, чьи портреты они пишут. Своего пика в плане детализации и правдоподобности живопись достигла в 19 веке - портреты прерафаэлитов и академистов настолько точно передавали детали человеческой внешности и окружающей природы, что поражали воображение современников. Однако появление фотографии сделало эволюцию живописи отчасти бессмысленной, так как фото способно было показывать человека таким, каков он есть.
Тем не менее, фотографы не способны были, в отличие от художников, запечатлевать душу, личность человека. По крайней мере, удавалось это очень немногим. Наш сегодняшний герой был одним из тех, кто все-таки овладел этим искусством, превратив "вульгарное подражание живописи" (как в то время называли фотографию утонченные эстеты) в искусство высшего сорта.
Армянский мальчик покоряет Америку
Юсуф родился в 1908 году в Османской Империи. Несмотря на мусульманское имя, его родители были армянами. Позже вся семья будущего фотографа переехала в Канаду, где наш герой проходил обучение у своего дяди. Его дядя был фотоателье, и именно он обучил юного Юсуфа всем премудростям своего искусства.
В конце 20-х - начале 30-х наш герой обучался у Джона Гаро - одного из самых известных американских фотографов своего времени. Перед этим он успел отучиться в Бостоне, и после обучения у великого мастера Юсуф открыл свою фотостудию в Оттаве. Именно там он начал разрабатывать собственную технику освещения, которая и сделает его знаменитым.
Карш прославился на весь мир в 1941 году, когда сделал фотопортрет Черчилля. Черчилль посещал Канаду и зашел в студию, в которой Карш устанавливал освещение. Когда британского премьера попытались сфотографировать, он воспротивился этому и нервно закурил сигару. Наш герой извинился, подошел к именитому политику и забрал у него сигару, после чего без спроса сделал фотоснимок, успев запечатлеть его гневный взгляд.
В наши дни именно это фото является самым известным изображением Черчилля, оно же сделало Карша всемирно известным.
Великий летописец
Со временем Карш сфотографировал всех: от пап до президентов, от художников до ученых, кинозвезд и известных музыкантов. Его архивы - это своеобразная летопись того, кто есть кто в 20-м веке. Он также фотографировал других фотографов, таких как Эдвард Стайхен, Ирвинг Пенн, Ман Рэй и Альфред Айзенштадт. Когда его спросили, есть ли кто-то, кого он хотел, но не смог сфотографировать, он ответил: "Председатель Мао".
Особенности стиля
Его стиль фотографирования является знаковым и монументальным. Он мог прекрасно запечатлеть саму суть личности человека - со всеми его достоинствами, недостатками, мечтами и амбициями.
Кастро, Лютер-Кинг, Черчилль и все остальные взирают с фотопортретов Карша волевым, пронзительным взглядом, будто сам дух этих выдающихся личностей навеки застыл на фотографиях.
Это и делает Юсуфа Карша таким особенным и совершенно незаменимым для истории развития фотоискусства. Без него фотография как таковая, возможно, выглядела бы абсолютно иначе.