Михаил Барышников: биография, семья, личная жизнь, творчество, фото | Nastroy.net

15.09.2018 00:00

Биография Михаила Барышникова должна быть хорошо знакома всем знатокам отечественного балета. Он считается величайшим артистом этого направления искусства в XX веке, повлиявшим на судьбу и развитие всего мирового балета. Его карьера началась в Советском Союзе, но в 1974 году во время гастролей в Канаде он превратился в "невозвращенца", решив остаться за океаном. Годом ранее ему было присвоено звание Заслуженный артист РСФСР, а 1978 году он стал номинантом на премию "Золотой глобус" и "Оскар" за главную роль в мелодраме Герберта Росса "Поворотный пункт".

Детство и юность

Рассказывать биографию Михаила Барышникова начнем с 1948 года, когда он родился в Риге. Его отец был советским офицером с крутым и жестким нравом. Отношения с сыном и женой у него складывались непросто.

Мать героя нашей статьи была его полной противоположностью. Она обожала искусство, постоянно ходила с Мишей в филармонию и театр. Юный Барышников был к ней очень привязан. Поворотный момент в биографии Михаила Барышникова произошел в 10-летнем возрасте, когда он заявил родителям, что записался на экзамен в балетную школу. Отец к этой перспективе отнесся скептически, а вот мать была в восторге.

После школы Михаил поступил в хореографическое училище в Риге. С детства он мечтал солировать на сцене, серьезной проблемой для него стал невысокий рост. Однажды его педагог Хелена Тангиева прямо сказала мальчику, что ему необходимо подрасти, чтобы рассчитывать на серьезные успехи в балете. Михаил Барышников, фото которого есть в этой статье, проявил небывалую целеустремленность и упорство. Ежедневно он выполнял тяжелейшие упражнения, превозмогая сильную боль в суставах. Результатом стали четыре сантиметра, так, рост будущей звезды мирового балета составил 1,68 м.

Когда Мише было 12 лет, мать отвезла его к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Латвию. Ребенок тогда не понял, зачем она это сделала. Приехав обратно в Ригу, мать Михаила покончила жизнь самоубийством. Причина этого поступка остается загадкой до сих пор. Сын какое-то время жил вдвоем с отцом, но тот вскоре женился во второй раз. В новой семье мальчику не нашлось места.

Спустя несколько непростых лет он уехал в Ленинград, с тех пор с отцом больше не виделся и не общался.

Счастливый случай сыграл определенную роль в биографии Михаила Барышникова. В 1964 году Латвийская национальная опера находилась с гастролями в Северной столице. Барышников уже тогда был задействован в нескольких постановках как молодой и подающий надежды танцор. Один из артистов посоветовал ему продолжить творческое образование и отвел в хореографическое училище. Его приняли в школу русского балета, откуда для Барышникова открылась дорога в знаменитый Мариинский театр.

Карьера танцора

В 1967 году, сразу после окончания хореографического училища, Барышников оказывается в Мариинском театре. За последующие семь лет он становится главной звездой русского балета. Зрители и специалисты отмечают его уникальное мастерство и талант, идеальную координацию движений, безупречное выполнение всех элементов.

При этом нужно отметить, что внутри самого театра в то время царил застой. Его развитие откровенно тормозили советские чиновники, которые стремились курировать и цензурировать культуру. Поэтому новаторы хореографии на сцену Мариинки попасть просто не могли.

Необычных постановок, в которых артист мог развиваться и расти над собой, в то время было только две, вспоминал позже сам Барышников. Это "Сотворение мира" и "Вестрис". Михаил стремился в них играть, но этого было мало для его таланта.

Эмиграция

В 1973 году на творческом вечере артисту позволили в качестве исключения самому выбрать репертуар, который он будет представлять. Пригласив современных хореографов, он приступил к изнурительным репетициям. На том вечере Барышников исполнил "Дивертисмент", "Блудного сына", "Дафнию и Хлою". До сих пор считается, что это было вершиной его творчества.

Однако он понимал, что не сможет развиваться в СССР. Решающий момент в биографии Михаила Барышникова, фото которого представлено в этой статье, наступил в 1974 году. Он не вернулся с гастролей из Канады, став для Советского Союза осуждаемым "невозвращенцем".

За океаном он попросил политического убежища. Сам он признается, что решение навсегда уехать из страны далось ему сложно.

В Америке его пригласили присоединиться к местной труппе в театре балета. Он сразу стал примой коллектива, а вскоре и его руководителем. Уже в июле того же года он впервые выступил в Нью-Йорке, исполнив партию в балете "Жизель" на сцене "Метрополитен-оперы". Зрители были в восторге.

Выступления за океаном

Достаточно быстро Барышников превратился в одного из самых популярных танцоров Америки. Он принимал участие в классических и современных постановках, представил на суд публике собственную версию "Щелкунчика", работал во всевозможных хореографических направлениях.

В Америке ему удалось создать сильную балетную труппу, поставить оригинальные версии таких знаменитых произведений, как "Золушка" и "Лебединое озеро". Работу он начал в "Американском театре балета". В 1989 году дебютировал на Бродвее в драматическом спектакле "Превращение", поставленном по мотивам одноименной повести Франца Кафки.

"Белый дуб"

В результате из "Американского театра балета" он был вынужден уйти, так как не захотел постоянно согласовывать свои творческие планы с руководством и дирекцией.

В 1990 году он создает совместно с хореографом Марком Моррисом проект "Белый дуб" во Флориде. Он начинает специализироваться на постановках и изысканиях в области современного танца, окончательно распрощавшись с классическим балетом.

Он начинает проповедовать в своем творчестве модерн, который вскоре находит отклик у публики, в Америке его начинают ценить не меньше классического балета. В этой сфере Барышников превосходит себя, наполняя мужской танец невероятной красотой и эстетикой.

Он ставит на сцене сольные балеты, которые превращаются в настоящие монологи-исповеди, языком танца он говорит о неизбежности смерти, скоротечности жизни, размышляет о творчестве.

Фильмография

Его карьера в кино началась еще в Советском Союзе. Это были фильм-концерт "Город и песня", телеспектакль "Фиеста" по роману Хемингуэя. В Америке Барышников раскрывается с новой и необычной для себя стороны. Он становится еще и драматическим актером.

Михаил играет в нескольких полнометражных художественных фильмах. Например, "Динозавры", "Танцоры", "Кабинет доктора Рамиреса". В драме Тэйлора Хэкфорда "Белые ночи" он появляется на экране в образе советского танцовщика Николая Родченко, который бежит на Запад в поисках свободы. Особенно зрителям запомнился его танец под песню Владимира Высоцкого "Кони привередливые".

"Поворотный пункт"

Его самой успешной работой в кино стала драма "Поворотный пункт". Это история про двух подруг, которые вместе когда-то начинали заниматься балетом. Сегодня одна из них стала звездой, а вторая - учительница и домохозяйка. Но теперь ее дочь собирается начать балетную карьеру, достигнув высот, которые не покорились ее матери.

Барышников исполнил роль хореографа Юрия Копейкина. За эту работу он был номинирован на премию "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана, но уступил Джейсону Робардсу.

"Секс в большом городе"

В 2000-е Барышников стал востребован еще и в телепроектах. В 2004 году он сыграл в сериале "Секс в большом городе" в роли Александра Петровского.

Также снимался в картинах "Мой папа Барышников" и "Джек Райан: Теория хаоса".

Личная жизнь

В биографии Михаила Барышникова личная жизнь всегда была важной частью. Об этом он сам неоднократно заявлял. Но поначалу он был настолько увлечен учебой и балетом, что времени на то, чтобы завести семью просто не оставалось.

Известно, что незадолго до того, как остаться в Канаде, в жизни Михаила Барышникова появилась балерина Татьяна Кольцова. Их отношения не были зарегистрированы, некоторое время они состояли в гражданском браке. В Канаде Кольцова остаться не решилась, поэтому несколько первых месяцев в эмиграции сложились для Михаила очень непросто. К тому же, он практически не знал английского языка, что значительно осложняло его пребывание за океаном. Однако скоро все наладилось.

В 1976 году в биографии, личной жизни Михаила Барышникова происходит важное событие. Он знакомится с актрисой Джессикой Лэнг. Она была американской знаменитостью, которая в том году как раз дебютировала в приключенческом фантастическом фильме Джона Гиллермина "Кинг-Конг". В начале 80-х она стала одной из самых популярных актрис Америки, выиграв сразу две премии "Оскар". Статуэтки она получила за лучшую женскую роль второго плана в комедии Сидни Поллака "Тутси". В 1995 году она еще раз выиграла "Оскара" за лучшую женскую роль в мелодраме Тони Ричардсона "Голубое небо". Еще четыре раза она была номинантом это престижной кинопремии.

Лэнг и Барышников официально отношения не оформляли, но жили, как семья. В биографии Михаила Барышникова важное событие произошло в 1981 году, когда Джессика родила ему дочь Александру. Стоит отметить, что страсти бушевали в этом союзе с самого начала, поэтому он был обречен рано или поздно распасться. Журналисты постоянно писали об изменах и интрижках Джессики на съемках очередного фильма, а американка жаловалась, что Михаил постоянно требует от нее готовить классические русские блюда и принимать по ночам гостей. В результате их брак распался.

Официальная свадьба

В биографии Михаила Барышникова семья, фото которой вы найдете в этой статье, официально появилась, когда он встретил балерину Лизу Райнхарт. Вместе они зажили счастливо, родили троих детей. В 1989 году появился сын Питер, в 1992 и 1994 году дочери Анна и София.

После этого, как часто признавался Михаил Барышников, личная жизнь для него удалась. Он и сейчас остается вместе с Райнхарт.

Вдали от Родины дела хореографа вскоре наладились, он нашел свое место в Америке, его ценили, публика обожала. Известно, что Барышников дружил с Иосифом Бродским, был лично знаком с принцессой Дианой и Жаклин Кеннеди. Сейчас ему принадлежит популярный ресторан русской кухни под названием "Самовар", который находится в самом центре Нью-Йорка. Также ему принадлежит завод по производству одежды для балета и пуантов, продаются его именные духи.

Интересно, что балет не единственное творческое занятие, которым он увлекается. Барышников - страстный фотограф. Его работы даже выставлялись в Москве в музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Отношения с Россией

Сегодня он по-прежнему остается жить в США. В 2016 году в средствах массовой информации даже появилась скандальная новость о том, что хореограф с ненавистью относится к России. Позже выяснилось, что журналисты неверно интерпретировали его слова.

В последние годы он все больше времени уделяет занятиям фотографией. А недавно он и сам стал главным персонажем выставки фотографа Роберта Уитмена, которая называлась "Метафизика тела", ее открытие состоялась в Центре фотографии братьев Люмьер.

В 2017 году Барышникова включили в сотню самых влиятельных русских в XX столетии. Также он получил латвийское гражданство.

Источник