Мишель Оден: Способность любить | Nastroy.net

20.04.2017 17:27

Мишель Оден широко известен во всем мире как врач, введший в 1970-х гг. в акушерскую практику бассейны и комнаты с домашней обстановкой. Сначала надувной бассейн использовался для облегчения схваток, но впоследствии из этой практики сформировалась методика водных родов.

Неразбитое зеркало

 

Изучение человеческой способности любить началось, как это часто бывает, со случайных открытий. Эти открытия были сделаны много лет назад, и для того, чтобы их обнаружить, нужно немало терпения и везения.

О работе Юджина Мараиса, известного южноафриканского поэта, я узнал по счастливой случайности. Наблюдая поведение животных, он сделал выводы, которые позднее были подтверждены экспериментами многих ученых-биологов.

В 1920 году Мараис провел эксперимент, подтверждающий его интуитивное ощущение, что существует связь между болью при родах и материнской любовью. Зная, что в стадах антилоп за последние 50 лет не было ни одного случая, чтобы самка отказывалась от своего детеныша, он стал изучать группу из 60 животных.

Мараис начал обезболивать роды у самок с помощью хлороформа и эфира. После родов эти самки отказывались принять новорожденных детенышей. Анализируя поведение разных видов животных, Мараис установил простое правило – любовь и забота матери связана с болью при родах.

В середине двадцатого столетия были популярны теории о том, что боль при родах неестественна. Ведь все другие функции организма безболезненны, когда они протекают нормально. Поэтому силы науки были брошены на изобретение искусственных обезболивателей. Но если бы работы Мараиса были широко известны, ученые подходили бы к этому более осторожно.

Эксперименты с животными приводят к простым и недвусмысленным выводам: если нарушается естественный процесс родов, то самки не заботятся о своих новорожденных.

Поведение человека намного сложнее. Человеческие существа общаются при помощи слов. Они создают произведения искусства. Их поведение не так прямо зависит от их гормонального баланса. Когда женщина знает, что она ждет ребенка, она может предвкушать проявление материнского поведения.

 

Однако это вовсе не значит, что мы не можем учиться у самок животных. Эксперименты с животными могут показать нам наши собственные проблемы.

Если антилопа перестает заботиться о своих детенышах после родов, во время которых она несколько раз вдохнула хлороформ и эфир, что же может происходить с человеком? Не следует ли нам задуматься о будущем нашей цивилизации, если естественный процесс родов грубо нарушается?

Биологические науки – словно зеркало, в котором мы можем видеть свои собственные рефлексы.

Юджин Мараис мог изучать жизнь и природу человека с разных точек зрения. Поэт, журналист и практикующий адвокат, он изучал религию, право, медицину и биологию, анализируя поведение животных. Глубоко понимая любовь, боль и человеческую природу, он видел связи между всеми этими науками.

В начале двадцатого столетия знания зеркало было не очень гладким, но изображение было видно полностью. Сегодня это зеркало блестяще отполировано. В нем различимы бесконечно мелкие детали, но зеркало разбито на тысячи кусков. Специалисты, которые так хорошо разбираются каждый в своей области, не могут увидеть связи с другими науками, чтобы представить целое.

Наша задача – восстановить полную картину как можно яснее. Мы начнем с установления связи между самыми большими кусками зеркала, освещая их с точки зрения различных наук. Затем мы посмотрим на множество мелких кусочков, все еще не связанных друг с другом.

Учась у утят, овец и обезьян

В 1930-м году был проведен опыт, который стал легендой. Основатель современной этологии Конрад Лоренц, сообщил, что однажды он расположился между только что вылупившимися утятами и их матерью и начал имитировать кряканье утки-матери. Эти утята привязались к Лоренцу на всю жизнь, следуя за ним, к примеру, когда он прогуливался в саду.

Так возникла идея о том, что существует короткий, но критический период сразу после рождения, который никогда не повторится.

Все опыты по исследованию привязанности между самкой и детенышами подтверждают, что у огромного количества видов птиц и млекопитающих период сразу после рождения – особенно чувствительный и значимый.

Известны опыты биолога Бриджеса, который изучал роды у крыс. Если самку беспокоили во время родов, они длились дольше, и нарушалась связь между матерью и детенышем. Если самке не давали вылизывать своих детенышей после рождения, то у нее ослаблялся материнский инстинкт. Те самки, которые вылизывали малышей, даже после 25-дневной разлуки больше заботились о них, чем те, которые не вылизывали вовсе.

Опыты Бриджеса доказали, что материнское поведение устанавливается в самый первый период после родов. Если малыши оставались с матерью на 4 – 6 часов после рождения, самка проявляла материнское поведение даже после 25-дневной разлуки. А результаты подобных экспериментов Сигеля и Гринвальда подтвердили, что после раннего разделения самки и детенышей у хомяков самка теряет материнский инстинкт.

Позднее, Кребель и Поиндрон выявили связь между процессом протекания родов и материнским поведением и у овец. Если овцы рожали с эпидуральной анестезией, они не заботились о детенышах.

Очень интересны опыты американского профессора Харлоу. Он одним из первых исследовал отношения между матерью и детенышами приматов – вида, близкого к человеку. Одна обезьяна воспитывалась без матери, а у другой вместо матери был проволочный каркас, обтянутый шкурой и снабженный трубками, через которые подавалась пища.

Когда в клетку вносили страшный предмет, обезьяна, воспитывавшаяся без матери, забивалась в угол в каком-то безграничном отчаянии. А вторая на какое-то время пряталась за свою искусственную «мать», а потом, справившись со страхом, принималась изучать предмет и, в конце концов, даже разломала его! У взрослых обезьян, лишенных в детстве материнской любви и общения со сверстниками, проявлялись тяжелые нарушения сексуального поведения, а отношение самок к их собственным детям поражало равнодушием и жестокостью.

В результате этих экспериментов Харлоу пришел к выводу, что привязанность между матерью и ребенком является прообразом всех других проявлений любви. В способности общаться, в сексуальных взаимоотношениях, в заботе о собственных детях проявляются разные грани одного и того же чувства – любви. А способность любить зависит от связи между матерью и ребенком, чувство которой рождается в первые часы после родов.

Этологи исследуют и человеческое поведение. Например, германский этолог Эйбл-Эйбесфелд с помощью скрытой камеры изучал флирт во многих странах мира. Он описал универсальные виды заигрывающего поведения. Оказалось, что пристальный взгляд – это один из самых действенных способов установления контакта. Читая об этих исследованиях, я не могу не думать о том, как действует на мать взгляд ее новорожденного младенца…

Влияние периода, близкого к родам, на последующую жизнь

Наш Центр Исследований Первичного Здоровья изучает взаимосвязь между периодом внутриутробной жизни, родов и первого года жизни ребенка и всей последующей жизнью человека. Центр имеет базу данных, содержащую результаты сотен научных работ, опубликованных в авторитетных научных и медицинских журналах.

Все эти исследования обнаруживают связь между различными нарушениями способности любить – будь то любовь к себе или к другим – и событиями периода, близкого к родам. И эта связь затрагивает важнейшие социологические проблемы.

Особо жестокая преступность

Многие факты говорят о том, что жестокие преступления совершают люди, неспособные любить других. Изучая факторы риска преступности, сотрудник Университета Лос-Анджелеса Адриан Рейн и его исследовательская группа проследили истории 4269 мужчин, рожденных в одной из больниц Копенгагена.

Они выяснили, что дети, перенесшие тяжелые роды и разлученные с матерью сразу после родов, с большой вероятностью могут стать жестокими преступниками в возрасте до 18 лет.

Интересно, что сами по себе ранее разлучение или отказ матери от ребенка не являются факторами риска, если роды были нормальными.

Саморазрушительное поведение

Самоубийства подростков – еще одна проблема нашего времени. Нью-Йоркский ученый Ли Солк и его коллеги изучили истории 52-х самоубийц моложе 20 лет, и сравнили их с историями 104-х пациентов контрольной группы. Они выяснили, что дети, реанимированные после родов, имеют гораздо большую склонность к самоубийству в подростковом возрасте.

Шведский исследователь Бертиль Якобсон даже установил связь между способом самоубийства и типом родовой травмы. Вначале он собрал истории родов 412-ти пациентов, включающих самоубийц, и сравнил с историями 2901 контрольных пациентов. Он обнаружил, что:

  • самоубийства с удушением тесно связаны с асфиксией во время родов;
  • самоубийства путем жестоких механических травм связаны с механическими травмами во время родов.

 

Кроме того, выяснилось, что склонность к самоубийству у мужчин (но не у женщин), получивших родовую травму, повышается в пять раз.

Бертиль Якобсон изучал и наркотическую зависимость. Вместе с коллегой Карин Найберг они проанализировали истории 200 употребляющих опиаты наркоманов, рожденных в Стокгольме с 1945 по 1966 годы. Контрольными пациентами стали их родные братья и сестры, не употребляющие наркотики. Оказалось, что если мать получила определенный вид обезболивающего во время родов, ребенок имеет повышенный риск стать наркоманом в подростковом возрасте.

Аутизм – это тоже своего рода нарушение способности любить. Аутисты не общаются в детстве, не влюбляются в подростковом возрасте, повзрослев, они не имеют детей. Они живут в своем изолированном мире.

Один из основателей этиологии Нико Тинберген, разделивший в 1973 году Нобелевскую премию с Конрадом Лоренцем и Карлом фон Фрейшем, исследовал невербальное поведение детей-аутистов. Он не только предложил подробное описание своих наблюдений, но и перечислил факторы, предрасполагающие к аутизму или усиливающие его симптомы.

Выяснилось, что этими факторами являются осложнения при родах:

  • «глубокие щипцы»,
  • роды с анестезией,
  • реанимация новорожденного,
  • стимулирование родовой деятельности.

 

Работы Тинбергена и его жены представляют первую попытку выяснить связь аутизма с событиями первичного периода – внутриутробной жизни, родов и первого года жизни ребенка.

Именно после знакомства с Нико Тинбергеном я с особым вниманием прочитал отчет японского психиатра Риоко Хаттори. Г-жа Хаттори оценивала риск заболевания аутизмом в связи с местом рождения. Она выяснила, что дети, рожденные в определенных больницах, имеют значительно больший риск стать аутистами. В этих больницах обычным делом были стимуляция родов за неделю до естественного срока и использование при родах комплексной смеси болеутоляющих, анестетиков и анальгетиков.

Результаты исследований, устанавливающих связь между процессом родов и различными нарушениями способности любить, были опубликованы в авторитетных медицинских журналах. Однако практически все они остались без внимания в научной среде.

Например, большая обзорная статья об аутизме в “ British Medical Journal ” не упоминает ни об одном из исследований связи этого заболевания с первичным периодом. Почему же эти работы не нашли отклика и не были продолжены?

Могут ли исследования быть запрещенными?

Поскольку я лично встречался с авторами этих исследований, я знаю о трудностях, с которыми они столкнулись. Перед смертью от инфаркта Нико Тинберген прислал мне ряд писем. Он был удивлен тем, что большинство детских психиатров «нашли его методы, факты и взгляды тяжелыми для восприятия». Он добавил, что он чувствовал «сомнение и даже резкое неприятие со стороны профессионалов».

Во время одной из поездок в Японию я встретился с Риоко Хаттори. После опубликования в 1991 году ее данных о детях-аутистах она была уволена с должности психиатра в Университетской больнице. В результате этого Риоко вынуждена была оставить надежду на развитие и продолжение своих исследований.

Я беседовал и с Ли Солк, изучавшем связь склонности к самоубийству с событиями перинатального периода. Он был обескуражен и удручен невниманием к своим открытиям. Вскоре после этого он умер от рака.

Бертиль Якобсон, исследовавший деструктивное поведение людей, преодолевал сопротивление этических комиссий, которые не допускали его к записям о родах, не давая ему возможности продолжать свои исследования.

Диссертация Карин Найберг о «перинатальных событиях как потенциальных факторах риска наркотической зависимости взрослых» была отклонена в Институте Каролинска без какого-либо технического, этического или научного обоснования – беспрецедентное событие.

Адриан Рейн, по происхождению британец, получил в Великобритании один за другим множество отказов в поддержке своих исследовательских проектов, пока не нашел возможности реализовать их в Лос-Анджелесе.

Но могут ли объективные исследования быть запрещенными? Ведь это не опыты над людьми, а ретроспективные исследования, изучающие прошлое детей, подростков и взрослых, у которых было что-то общее (они были убийцами, наркоманами и т.д.).

Всё начинается с внутриутробной жизни

В банке данных нашего Центра Исследований Первичного Здоровья есть научные исследования, изучающие влияние эмоционального состояния беременной женщины на последующую жизнь ребенка. Некоторые из них говорят о том, что эмоции, испытываемые беременной женщиной, могут сильно влиять на последующую общительность, агрессивность или – с другой стороны – способность ее ребенка любить. И это влияние может сохраняться очень долго.

Первые исследования были проведены двумя финскими психологами, проследившими истории жизни 335 людей, выросших без отцов. Причем у 167 из них отцы умерли до их рождения, а у 168 – в течение первого года жизни. Несмотря на то, что все эти дети воспитывались только матерью, лишь те из них, кто потерял отцов до рождения, имели повышенный риск алкоголизма, психических расстройств и криминальности. Эти результаты ясно показывают, что эмоции беременной женщины гораздо сильнее влияют на последующую жизнь ребенка, чем ее состояние в первый год после рождения малыша. К похожим выводам приходят исследователи, изучающие жизнь детей, родители которых не хотели их рождения. В шведском городе Готенберг конце 1950-х было начато исследование жизни детей, матери которых хотели сделать аборт, но получили отказ. Были изучены истории 120 нежеланных детей и 120 детей контрольной группы в течение 21 года их жизни. Исследование было продолжено до 35 лет. В результате ученые пришли к выводу: уровень общительности в группе детей, чьим матерям было отказано в аборте, был гораздо ниже, чем у желанных детей. И в возрасте 35 лет это различие все еще сохранялось.

В 1966 году группа финских ученых пришла к выводу, что риск заболевания шизофренией особенно повышен у нежеланных детей. В это исследование были включены 11 000 беременных женщин, у которых на шестом или седьмом месяце беременности спросили, желательна ли беременность, преждевременна, но желательна, либо нежелательна вообще.

Довольно интересно, что исследования, изучающие влияние эмоционального состояния беременной женщины, не встречают такого неприятия в медицинской научной среде, как те, которые затрагивают сам процесс родов. Возможно, это объясняется тем, что медики не хотят отвечать за последствия медицинского вмешательства в роды. Кроме того, консервативное медицинское сообщество отрицательно относится к изменению самого подхода к родовспоможению и роли в нем врача.

Этологический подход к изучению любви

Целью этологического подхода в данном случае является изучение отношения различных культур к процессу деторождения.

Сравнивая различные культуры, мы продвигаемся в «изучении любви», потому что каждый народ в этом отношении уникален. Этология располагает множеством материалов о беременности, деторождении и первых днях после родов, из которых становится видно, что очень часто человеческие сообщества тем или иным образом вмешиваются в физиологический процесс рождения, навязывая различные образцы поведения в этот период.

Прежде всего, вмешательство в естественный процесс родов исключает возможность рожающей женщины уединиться, хотя все млекопитающие во время родов предпочитают, чтобы за ними не наблюдали.

Согласно исследованию Бетси Лозофф, в 62 % человеческих сообществ на родовые муки пытаются активно влиять, поглаживая живот руками, даже постукивая по нему или расширяя вручную шейку матки.

У многих народов распространено мнение, что молозиво – это нечто вредное для ребенка и его нужно уничтожать. Например, в Тюдоре или Англии во времена Стюартов, молозиво открыто рассматривалось как вредное вещество и подлежало удалению. Хотя согласно современным биологическим исследованиям, молозиво, выделяющееся из женской груди после рождения ребенка, имеет огромную ценность. Не зря ведь в новорожденных младенцах природой заложена способность находить материнский сосок в первый час после рождения.

Ритуалы, проводимые многими народами сразу после рождения ребенка, лишают мать и дитя их первого контакта, который имеет огромное значение для их последующих взаимоотношений. Быстрое перерезание пуповины, купание младенца, натирание его, тугое пеленание, связывание ножек, «окуривание» ребенка, прокалывание ушей маленьким девочкам, открывание дверей в холодных странах - все это примеры такого вторжения со стороны.

В той же Англии мать не признавали «очищенной» после родов до тех пор, пока у нее не прекращались лохиа (кровяные выделения). Ей не разрешалось кормить грудью своего ребенка и общаться с ним, пока не производился обряд религиозного очищения.

Изучая экстремальные случаи

Понадобились бы тома, чтобы подробно описать особенности различных культур в области родовспоможения. Однако из беглого просмотра данных можно сделать простой вывод: чем больше то или иное сообщество культивировало агрессию и воинственность, тем активнее происходило вмешательство в процесс родов.

Обряды и верования вводились для того, чтобы разрушить формирование у ребенка способности любить. Ведь только будучи агрессивным, наш далекий предок мог победить в неравной борьбе за существование с природой и себе подобными.

В Древней Греции, в Спарте воспитывали воинов, если вы помните. Когда рождался мальчик, его бросали на пол. Если он выживал после такой экстремальной процедуры, значит, ему суждено было стать хорошим воином.

Вмешательство в процесс родов, в первый контакт матери и ребенка и распространение идей, подобных той, что молозиво вредно для ребенка, - довольно распространенное явление в разных культурах, а такого рода поведение способствует эволюционному господству.

Проследив историю культур, достигших в своем развитии двадцатого века, можно заметить, что все они придерживались определенной стратегии выживания, которая заключается в порабощении природы и в превосходстве над другими человеческими группами.

Достигалось это преимущественно путем ослабления в человеке способности любить, будь то любовь к родителям или к природе, к слову сказать, имеющей прямое отношение к любви к Планете Земля.

Те народы, которые не придерживались агрессивной стратегии, закончили свое существование еще до начала развития сельского хозяйства.

Наша трактовка подтверждена данными об очень малом количестве доаграрных народов. У них была другая стратегия выживания. Она заключалась в том, чтобы жить в гармонии с экосистемой, развивая способность любить ближнего и все сущее на Планете Земля.

Примером могут служить пигмеи, жившие в лесах Итури в Заире. У них был глубоко укоренившийся экологический инстинкт, в особенности огромное уважение к деревьям. Согласно материалам Джина Пьера Халлета, у них не было поверий или примет, связанных с процессом деторождения.

Благодаря Мелвину Коннеру мы также знаем об «уединенных родах без посторонней помощи» у африканских охотников и собирателей!

Кунг Сан: «Женщина, чувствуя раннюю стадию родовой деятельности, ничего никому не говоря, спокойно покидает деревню. Она проходит несколько сотен ярдов, в то время как роды неминуемо надвигаются, находит место в тени, очищает его, устраивает мягкую подстилку из листьев и рожает, сидя на корточках или лежа на боку – как сама того пожелает».

 

Резюме

В большинстве известных человеческих сообществ до сих пор преимущественно снижались и контролировались различные аспекты способности любить, включая любовь к природе, и развивалась человеческая агрессивность. Чем больше в обществе необходимость в агрессии и способности разрушать жизнь, тем интенсивнее ритуалы и обычаи, вмешивающиеся в процесс родов. опубликовано econet.ru 

 

© Мишель Оден, из книги  "Изучение любви" ("Научное познание любви")

 

Источник