Родители желают своим детям добра, но при этом довольно часто говорят грубые, оскорбительные вещи, даже не замечая этого. Моя дочь уже выросла, недавно ей исполнилось 25 лет. В этот вечер мы долго разговаривали с ней о ее будущем, и она поделилась теми моментами, которые ее обижали в детстве и задевают сегодня.
Навязывание стереотипов прошлых лет
Наше поколение росло в то время, когда семейные ценности были общепризнанны. Девушки, как правило, выходили замуж по окончании института. Если представительница прекрасного пола не создавала семью до 25 лет, то ее называли "старой девой". Моя дочь считает, что я навязываю ей стереотипы прошлых лет, оказывая давление, чтобы она быстрее выходила замуж. Это заставляло ее оставаться в отношениях с парнем, из которых все равно ничего не вышло. Она старалась угодить мне, хотя теперь осуждает себя за это.
Также ее очень обижает вопрос о будущих внуках. Пока она не чувствует в себе желания быть матерью. Это личное дело каждого человека, к которому не стоит подталкивать специально.
Оценка внешности
Дети очень чутки по поводу комментариев их внешности. Я ничего плохого не имела в виду, когда повторяла за столом: "Ты совсем ничего не ешь! Погляди, уже одни кости остались, совсем худая!" Оказывается, это заставляло дочь стыдиться своего тела и воспринимать себя какой-то не такой. Она мечтала поправиться, чтобы получить от меня похвалу, а вместо этого снова теряла килограммы, всякий раз испытывая за столом стресс. Критикуя ее прическу или деталь гардероба, я подвергала сомнению ценность ее личности, ведь для нее это всегда было средством самовыражения.
Когда я сосредотачивала внимание исключительно на внешности, то заставляла свою дочь воспринимать мир через понимание того, что именно это является самым важным в жизни. Причем сама я всегда осознавала, что интеллект, образование, интересы личности стоят выше, но не могла этого донести.
Неумение отпустить
Когда моя дочь уехала работать в другой город, я постоянно контролировала ее и требовала проводить с семьей практически все выходные. Дочь призналась, что ее всегда мучил мой вопрос: "Когда ты будешь брать билеты?" Она еле сдерживала себя, чтобы не ответить: "Никогда". Она считает, что воспитание заканчивается детским возрастом, потом своему птенцу нужно дать возможность вылететь из гнезда и обрести крылья.
Отсутствие толерантности
Дочь считает, что наше поколение менее терпимо к представителям другой расы, сексуальной ориентации или религии. Она это чувствовала по моим комментариям, которые я давала при просмотре фильмов или во время беседы за столом. Это мешало ей рассказывать правду о своих друзьях, среди которых были те, кого мы называли "гастарбайтерами" или "геями".
Выбор за детей
Моя дочь призналась, что мечтала в детстве посещать художественную школу. Она очень жалеет, что не настояла на своем решении. Я не оставляла ей шанса как-то повлиять на выбор дополнительного образования. Будучи настолько погруженной в ее жизнь, я полагала, что знаю лучше, чем следует заниматься дочери. Она посещала курсы английского, кучу репетиторов и спортивную секцию тенниса. Но увлекало ее совсем другое.
Нарушение частной жизни
Я настолько волновалась за свою дочь, когда она вступила в подростковый возраст, что изучала ее социальные сети, читала дневник и даже подслушивала телефонные разговоры. Мне казалось это правильным, ибо уберегло девочку от многих соблазнов и неверных шагов. Но дочь призналась, что мои действия отдалили нас друг от друга. Когда она поняла, что я изучаю внутренности ее стола, то перестала хранить дневник дома, и у нее появилась агрессия по отношению к самым близким людям, которые не уважают ее частную жизнь.
Контроль финансов
В 14 лет моя дочь заработала первые деньги за разноску телеграмм. Я считала необходимым контролировать ее расходы. Мы вместе сходили в магазин и купили дочери новое платье. Оказывается, она мечтала о другом - о красках и рамках для картин. Я не научила ее делать сбережения, платить налоги, планировать бюджет, считая, что это еще слишком рано. И полностью лишила мотивации зарабатывать, если у нее нет возможности самостоятельно распорядиться средствами по своему усмотрению.
Мне очень грустно, что неосознанно я обижала свою дочь, и хочу, чтобы другие родители узнали содержание нашего разговора.