Люди часто говорят: «Картина заменяет тысячу слов». Хотя это утверждение справедливо для большинства картин, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи в течение нескольких веков продолжает оставаться загадкой для искусствоведов, историков и публики. Экспонируемый в Лувре портрет часто рекламируется как «самое известное, самый посещаемое, самое воспетое, самое пародируемое произведение искусства в мире». Таким образом, более тщательное изучение портрета таинственной улыбающейся женщины раскрывает гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
Кто изображен на самом деле?
До исх пор точно не установлено, кто именно изображен на портрете. Большинство мыслителей полагают, что художник изобразил 24-летнюю Лизу Марию де Герардини (Лизу дель Джокондо), итальянскую флорентийскую дворянку, которая родилась в 1479 году. Портрет был был написан по заказу ее мужа, Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо, который торговал тканями. Лиза родила пятерых детей. Другие исследователи предполагают, что лицо этой женщины очень похоже на Катерину Сфорца, графиню Форли. Согласно еще одной теории, портрет изображает любовницу Джулиано Медичи, который в то время правил Флоренцией, или Изабеллу д'Эсте, маркизу Мантуи. Другие из-за сходства структуры лица считают, что это портрет матери художника или его самого.
Таинственная улыбка
Загадочная, интригующая и глубоко озадачивающая улыбка до сих пор считается одной из самых больших загадок живописи да Винчи. Уже несколько столетий исследователи спорят о том, что же она значит. С разработкой компьютерных программ, помогающих распознавать эмоции, в 2005 году голландские исследователи смогли определить, что женщина на картине счастлива на 83%, испытывает отвращение на 9%, страх - на 6%, злость - на 2%, нейтральные эмоции менее чем на 1% и удивление на 0%. Однако многие говорили, что ее улыбка меняется в зависимости от того, куда вы смотрите, под каким углом и с какого расстояния.
8 секретных кодов
В Национальном комитете Италии по культурному наследию картину рассмотрели при многократном увеличении с высоким разрешением. В результате на некоторых элементах картины были обнаружены буквы и цифры. Так, правый глаз содержит буквы «LV», теоретически, это могут быть первые буквы имени художника. На левом глазу видны очертания букв «СЕ» либо «В». Мост на заднем плане украшен числом «72» или буквой «L», за ними на арке есть цифра «2». До сих пор неясно, что подразумевал художник, рисуя эти буквы и цифры.
Изображение моста
На заднем плане картины есть изображение трехарочного моста, точное местонахождение которого неизвестно. По мнению историка Карла Глори, это может быть мост Понте Гоббо или Понте Веккио («Старый мост»). Он находился в деревне Боббио, на к югу от Пьяченцы, в серверной части Италии. Найденное там число 72, возможно, является отсылкой 1472 году, когда произошло наводнение, смывшее этот мост.
Таинственный взгляд
Многие недоумевают, как женщина на портрете, глядя за пределы картины, одновременно смотрит на зрителя? Ученые смогли объяснить это оптическое явление: при определенных условиях изображение выглядит одинаково, вне зависимости от того, под каким углом на него смотрят. Благодаря своему таланту, Леонардо да Винчи смог создать очень реалистичное ощущение глубины, используя тень и свет.
Скрытые изображения
Используя инфракрасную и лазерную визуализацию, в 2006 году ученые в Канаде открыли рудиментарные наброски да Винчи, включая другое положение указательного и среднего пальцев левой руки. Благодаря этому появились многочисленные открытия, например, кружево на платье и одеяло на коленях. В 2015 году, благодаря открытию французского инженера под слоем краски были обнаружены четыре изображения, в том числе портрет молодой женщины без улыбки.
Беременность Моны Лизы
По мнению некоторых историков искусств, Лиза дель Джокондо ждала ребенка, когда да Винчи писал этот портрет. Ее руки прикрывают округлившийся живот, кроме того, в период написания портрета, согласно историческим свидетельствам, Лиза действительно ждала второго ребенка. Кроме того, на более глубоком слое в инфракрасном излучении была обнаружена «вуаль», guarnello, верхняя одежда из льна, которую носили беременные женщины, хотя это мог быть обычный шарф, накинутый на плечи.
Почему мы находим ее красивой?
Этот портрет все считают примером вечной красоты. Было бы неправильно предполагать, что красота ограничивается только ее взглядом и ее улыбкой, поскольку она, кажется, выходит за пределы этих двух особенностей в трансцендентную и невыразимую красоту. Золотое сечение получается из соотношения длины и ширины прямоугольников и представляет собой наиболее эстетически привлекательную пропорцию. Сам до Винчи назвал его «божественной пропорцией». Именно эти пропорции были использованы при написании портрета, создавая ощущение естественного равновесия и красоты.
Украденная картина
Ее украл в 1911 году итальянец, сотрудник Лувра, Винченцо Перуджа, считавший, что ее из Флоренции вывез Наполеон Бонапарт. Тем самым, он хотел вернуть ее «домой». Два года никто не знал о том, где находится картина. Затем, в 1913 году, Перуджа вступил в контакт с итальянским арт-дилером Альфредо Джери. Перуджа запросил денежное возмещение от итальянского правительства в обмен на транспортировку "Моны Лизы" обратно во Флоренцию. После возвращения картины спекуляция продолжалась. Предложение Перуджи вернуть картину в Италию заставило его просить довольно скромную сумму. Публика начала думать, что инцидент с украденной картиной был уловкой, призванной повысить интерес к картине и галерее. Когда выяснилось, что Перуджа работал вместе с известным фальсификатором произведений искусства Эдуардо де Вальферно, появилась теория, что картину украли ради копий, которые можно было бы продавать коллекционерам.
Болезнь Джоконды
Загадку скрытой ухмылки Моны Лизы, возможно, раскрыл бостонский врач. Доктор Мэндип Р. Мехра высказал предположение, у Моны Лизы, скорее всего, были гормональные проблемы. К такому выводу он пришел, основываясь на странных деталях ее внешности: бледном цвете лица, редеющим волосам и смещенной улыбке. Также его внимание привлекли небольшая выпуклость во внутреннем углу левого глаза, залысины, отсутствие волос на бровях и выпуклость рядом с указательным пальцем. Желтый оттенок кожи и выпуклость на шее, по его мнению, указывают на увеличение щитовидной железы, а такая странная улыбка может быть следствием мышечной слабости. Таким образом, он пришел к выводу, что у Джоконды был гипотиреоз, проявлениями которого являются ее опухшие руки, тонкие и распущенные волосы и шишка на шее; все это заметно на портрете да Винчи. Мехра изучил особенности питания того времени, и обнаружил, что в начале 16-го века наблюдался дефицит йода, что могло стать причиной этого заболевания.