Мусор из Львова стал орудием политической борьбы | Nastroy.net

07.04.2017 23:53

Украина – страна несчастная. С самого момента обретения ею независимости начались проблемы, в основе которых лежали неуёмное чиновничье воровство, внутренние противоречия, вызванные желанием построить государство по моноэтническому принципу в условиях многонациональности общества, и многие другие факторы. В последние три года деструктивные процессы достигли апогея - идёт гражданская война, разрушены устойчивые и выгодные торговые связи, стагнирует промышленность, да и вся национальная экономика стремительно приходит в упадок. Удивление вызывает сам факт существования такого неуспешного государства, и возникает закономерный вопрос о том, когда же именно его постигнет окончательный крах. Что станет последней соломинкой, которая, как в восточной поговорке, «переломит верблюжью спину»? События последних дней наводят на мысль, что роль этого губительного фактора может сыграть мусор. Нет, никакого аллегорического смысла с политическим подтекстом. Самые обычные бытовые отходы...

«Отходная» проблема

Проблема утилизации отходов относится к системным порокам современной цивилизации. Люди производят множество полезных и нужных вещей, но мусора человечество вырабатывает примерно столько же, сколько и товаров, и даже больше, так как все новые предметы быта тщательно пакуются, а потом, когда они стареют, их выбрасывают. При этом срок службы современной техники постоянно укорачивается, а взамен неё покупается другая, и путь её тот же – на свалку. В Украине почти весь мусор из городов вывозится на так называемые полигоны. В стране формально существуют четыре предприятия по сжиганию отходов. После отделения Крыма их осталось три. Еще два, в Днепропетровске и Харькове, не работают по разным техническим причинам. Функционирование небольшого мусороперерабатывающего завода в Ровно ограничено, и его можно не считать, - он с трудом обеспечивает один город, не самый крупный, и то лишь частично. Остаётся лишь киевское специализированное предприятие «Энергия», но и оно работает с перебоями. Как справляются с потоками мусора другие украинские мегаполисы, - о том отдельный рассказ. Законных свалок – семь тысяч, и ещё 35 тыс. стихийных, а может быть, и больше. Их суммарная площадь такая же, какую занимает европейская страна Дания. Это 7% всей Украины. Но самая критическая ситуация сложилась во Львове.

Зона бедствия

Свалка в селе Грибовичи существует с пятидесятых годов, и на момент начала «мусорного кризиса» она заслужила сомнительную славу крупнейшего в стране полигона захоронения отходов. Площадь – 26 га, высота залегания – 60 метров (примерно с 20-этажный дом). Когда весной прошлого года здесь начался пожар, никто не знал, как с ним бороться, – не было опыта. На место происшествия прибыли расчёты МЧС. Они гасили пламя 12 суток, и струи воды, очевидно, привели к образованию гигантского оползня в виде настоящей лавины объёмом в сто тысяч кубометров. Четверо мужчин погибли, и после этого свалку закрыли. Это решение сейчас считается запоздалым, на нём настаивали специалисты ещё 12 лет назад. Однако в оправдание властей можно привести единственный, но очень веский довод. Альтернативы Грибовичам не было тогда, нет и теперь.

Что делать?

Коль скоро за двенадцать лет выход не был найден, то нет оснований надеяться на быстрое благополучное решение проблемы и сейчас, а она и в самом деле серьёзная. Во Львове живут 730 тыс. чел., плюс полмиллиона в пригородах. Население ежедневно выбрасывает до 700 тонн мусора. Город очень красивый, он славится своей европейской (польской) архитектурой и считается столицей украинской Галичины. Близость к границе создаёт логистические преимущества, в том числе и туристические. Проблема стала неотложной, а решения её, то есть ответа на простой вопрос «что делать?», нет. Естественным и, возможно, единственным выходом был признан вывоз мусора на полигоны, действующие в других областях. И тут возникли большие сложности.

Позиция мэра

Первой реакцией градоначальника Андрея Садового стало заявление об умышленном поджоге, то есть фактической диверсии. Как ни странно, виновные были найдены не в Москве, а в Киеве, и действовали они с политическими целями. Задача состояла в том, чтобы завалить город мусором, и под этим предлогом смести с поста смелого деятеля, каковым Садовый себя позиционирует. Он сам признался, что с методами украинских политиков знаком не понаслышке. Затем у мэра появилось дополнительное оправдание катастрофы, и оно состояло в советском происхождении свалки, но эта отговорка не сработала. Всё-таки за 11 лет на своём посту городской голова мог бы что-то предпринять. Следует, однако, заметить, что львовской беде в Киеве кое-кто рад, и случилась она вовремя. Это не означает, что полигон умышленно подожгли, но нет сомнений в том, что ситуацией найдётся кому воспользоваться.

В столицу?

В обычном государстве, не отягощенном политическими проблемами, хроническим бюджетным дефицитом и войной, тоже были бы проблемы с выбором места для новой свалки. Такое соседство трудно назвать желанным. Однако коль скоро страна едина, то и к любой беде следует относиться как к общей. В Украине подход оказался другим. Ни одна область не хочет принимать львовский мусор. Была попытка вывозить его в Киев на единственный профильный завод, якобы работающий не в полную мощность, но идея, поддержанная Кличко, воплощалась недолго, до конца лета, пока столичным жителям не надоело вдыхать дым от чужих нечистот. Да и в самом Львове проявили недовольство обитатели окрестностей района загрузки отходов в автомобили. И далеко Киев – возить дорого. И сжигать можно максимум 220 т, а требуется 720. Тогда решили действовать иначе.

Политическое решение?

Садовый вскоре заметил, что Львов в блокаде. Даже доставка мусора в столицу оказалась проблематичной, так как жители городов, через которые следовали «пути отходов» (Луцка, Житомира и пр.) блокировали дороги, опасаясь, очевидно, что до Киева караван не доедет, а вывалит свой груз где-то поближе, чтобы сэкономить горючее и время. И, как оказалось, ожидания эти оправдались. Тут начала действовать политическая составляющая. Мэр Львова Садовый по совместительству также является лидером партии «Самопомощь», третьей по популярности в Украине (11% на выборах) после «Народного фронта» и «Блока Петра Порошенко». Он через Раду пытался лоббировать интересы своего города, и даже отчасти преуспел. Но в стране победившего Майдана директивы легче провозглашать, чем исполнять.

Неконтролируемый процесс

Жители городов, на полигонах которых было принять решение захоронить мусор из Львова, перекрывали дороги и не пускали скверно пахнущие автомобили. А так как вести специфический груз обратно было бы слишком большим абсурдом даже для современных украинских реалий, то сбрасывали его где придётся, без всяких разрешений. Если бы не это, Львов бы полностью утонул в мусоре, а так – лишь частично.
Уговоры не действуют. Так, мэр Черновцов пытался убедить горожан в целесообразности приёма львовских нечистот в количестве 830 тонн, - дескать, места на свалке хватит, и деньги за это заплатят. В ответ раздались обещания населения взяться за вилы и топоры. Даже однопартиец Садового, градоначальник из Николаева Сенкевич, не смог помочь, и в результате, обозвав противников вывоза мусора «сепаратистами», был вынужден сдаться. Тем временем мусор выгружается без всяких разрешений. Его развозят по всей Украине и разбрасывают более-менее равномерным слоем. Теперь сравнение с Данией устарело, и говорить можно о более крупных странах вроде Чехии или Австрии. 15 марта пресс-службой МВД Украины обнародована информация о 21 незаконном факте вывоза львовского мусора в другие области. Попытки зафиксированы в Виннице, Днепропетровске, Житомире, Запорожье, Полтаве, Сумах, Черкассах и Кривом Роге. Машины, если успевают, разгружаются прямо в полях. Уже открыто 11 уголовных делопроизводств по выявленным фактам. Пойманных водителей местные бьют, но пока не до смерти.

Садовый и Порошенко

Львовский мэр давно демонстрирует президентские амбиции, и этого не скрывает, поэтому рассчитывать на активную помощь центральных властей ему не приходится. 14 марта в его адрес раздались конкретные угрозы, озвученные генпрокурором Луценко, содержащие обещания привлечения к уголовной ответственности за пожар на свалке, к чему привело «несоблюдение технологий».
Пётр Порошенко, вводя в действие решение СНБО о блокаде Донбасса, не забыл упомянуть о «засыпанном мусором самом красивом европейском городе Украины». «Самопомощь» включена в число организаторов самовольной блокады. Тем временем Львов тонет в мусоре.
Скоро лето…

Источник