Агафья Лыкова является последним представителем семьи отшельников старообрядцев, которая проживала в глухой тайге, в полной изоляции от всего мира, начиная с 30-х годов прошлого века. Эта женщина живет в одиночестве, в трехстах километрах от цивилизации. В этом году ее поздравили с 75-летием. На сегодняшний день здоровье Агафьи оставляет желать лучшего, поэтому она ищет помощницу по хозяйству.
Поздравление с юбилеем
В апреле этого года несколько старообрядческих общин и других организаций, поддерживающих общение с Агафьей Лыковой и помогающих ей, передали женщине подарки и поздравление с 75-летием.
Однако отшельница, проживающая в Республике Хакасия, на территории заповедника, сообщила, что сведения о ее годе рождения неправильные. На самом деле ей исполняется не 75, а 74 года. Об этом она рассказала корреспонденту ТАСС, который посетил ее, когда находился в этнографической экспедиции.
Однако данные, взятые из архива в органах власти Таштыпского района в Хакасии, свидетельствуют об ином. Там имеется документ, где указан 1944 год в качестве года рождения Агафьи. Таким образом, о точной дате сегодня ведутся споры.
Семью староверов Лыковых, из которых в живых осталась одна Агафья Карповна, геологи обнаружили в Западных Саянах в 1978 году. Они находились в изоляции, начиная с 1937 года, стараясь поддерживать это состояние долгие годы, дабы уберечься от внешнего влияния, особенно относительно веры.
Знает о граде Рязани
У отшельницы побывал и фотограф Александр Рюмин. На своей странице в "Инстаграме" он сообщил, что передал знаменитой отшельнице посылку и письмо, которые адресовала ей рязанская община старообрядцев. Агафья Карповна смущалась, когда разбирала подарки, а послание читала с большим интересом.
Для фотографа было неожиданностью то, что женщина, прожившая всю жизнь в глухой сибирской тайге, в месте, которое от ближайшего населенного пункта находится за сотни километров, давно знала "о граде Рязани".
Ищет помощницу по хозяйству
Она имеет представление, что это "ох как далеко" от ее родной заимки. От Агафьи Лыковой Рюмин передает всем привет и теплые слова с добрыми пожеланиями. А общине старообрядцев в Рязани - отдельный поклон за проявленное внимание.
Лыкова ищет в этом городе помощницу, о которой она думает уже несколько лет. Агафья отмечает, что ей нужна в этом качестве женщина, а мужчину ей брать нельзя. Помощница должна проживать вместе с ней, помогать по хозяйству и разделять духовную жизнь.
Тридцать лет в одиночестве
Агафья является последней из представителей семьи Лыковых, старообрядцев-беспоповцев. В 1930-е годы они бежали в глухую тайгу, спасаясь от гонений на веру. Здесь, на реке Еринат, и родилась Агафья. Половину жизни она прожила, совсем не видя чужих людей. Все окружающие были ее родственниками. Это родители, братья и сестра.
Уже более тридцати лет прошло с тех пор, как Агафья осталась в одиночестве. Все эти годы она провела в тяжелых трудах и молениях. Поскольку сегодня Лыковой уже за семьдесят, годы берут свое. И она не отказывается от мысли о помощнице.
В связи с этим Агафья Карповна написала к рязанцам обращение, уповая на то, что среди них, возможно, найдется женщина, которая готова уехать из шумного города и проживать на заимке, находящейся в местах с невообразимой красотой и девственной природой.
Когда геологами были обнаружены таежные жители, их было пятеро. Это Карп Лыков, глава семьи, двое сыновей, один по имени Саввин, 45 лет, второй - Дмитрий, 36 лет, а также две дочери - 42-летняя Наталья и 34-летняя Агафья. В 1981-м братья и сестра Агафьи скончались друг за другом.
А отец ушел из жизни в 1988-м. С тех пор женщина и живет в тайге одна-одинешенька. Иногда у нее бывают добровольные помощники, которые некоторое время помогают ей по-хозяйству.
Друг Агафьи Лыковой
Кинорежиссер и телеведущий, а также член Русского географического общества (его Красноярского отдела), Андрей Гришаков уже на протяжении восьми лет дружит с отшельницей. Его считают главным хроникером ее жизни после Василия Пескова. По первому зову Лыковой он мчится к ней на таежную заимку.
Когда Гришаков впервые встретился с Агафьей, она улыбнулась ему, но сказала, что снимать ее "не можно". Отвернувшись, она натянула на лицо платок. Однако уже через час женщина передумала и против направления объектива в ее сторону уже не возражала. А вообще у Агафьи Лыковой множество запретов.
Ее нельзя касаться, нельзя есть с ней из одной посуды, ей заказано замужество и получение паспорта. Затворница пользуется другим летоисчислением. О том, что у нее нет своей семьи, женщина не жалеет, ведь "тятя" не благословил ее на это.
Первый помощник
Андрей Гришаков старается каждый год навещать отшельницу. Чаще всего он бывает у нее весной и осенью. Самая продолжительная из его поездок длилась три недели. Вместе они сажают и выкапывают картофель.
Несколько раз делали загородку, предназначенную для рыбной ловли. Отшельница каждую осень перегораживает реку Еринат полностью. Она ставит там палки, жерди, натягивает сетку. Тогда можно наловить рыбу, а затем насолить и навялить ее на всю долгую зиму. Если работать в одиночку, для сооружения такой плотины понадобится неделя, а вдвоем с помощником они управлялись за три дня.
Осенью кинематографист помогает лесной жительнице собирать кедровые шишки и чинить строения, в которых она хранит продукты. Их постоянно разрушают медведи или же разоряют куницы. Благодаря его инициативе в 2016 году на заимке был установлен спутниковый телефон.
Инспекторы хакасского заповедника оказывают помощь отшельнице. Но Андрей со своей стороны организовывает доставку продуктов, лекарственных средств, но главное - коммуникацию с внешним миром.
Здоровье уже хромает
Сегодня у знаменитой отшельницы, словно у рок-звезды, есть и собственные поклонники, и враги. Некоторые видят в ней лишь пожилую женщину, просящую помощи, а некоторые хотят хоть каким-то образом стать причастными к судьбе такого удивительного человека и благодарны ей за тот пример мужества и стойкости, который она собой олицетворяет.
Всем, кто относится к ней с теплотой, женщина пишет письма с благодарностью на старославянском. Иногда к Агафье прибиваются разные люди, но, поняв, каких трудностей и лишений полна ее жизнь, быстро уходят. Тогда как Андрей Гришаков стал для нее по-настоящему близким человеком.
В последнее время здоровье затворницы сильно хромает. В 2016-м она согласилась на лечение в больнице Таштагола. Этот город в Кемеровской области самый южный. Традиционно оттуда к ней отправляют вертолеты с гуманитарной помощью. В медучреждении Агафье Карповне пришлось не так-то просто, ведь не всем были понятны ее "причуды". Например то, что она отказывалась пить на ночь кефир или готовила себе еду в закопченном котелке. Но и здесь ей помогал Гришаков.
Нужен официальный статус
В 2017 году власти Хакасии под предлогом того, что для Агафьи нужно заработать денег, задумали организовать маршрут, предназначенный для туристов-экстремалов через тайгу, к жилищу староверки. Но хорошо, что их планам не суждено было сбыться. Тайга продолжает оставаться заповедной, а с затворницей, как с обезьянкой, не фотографируются досужие посетители.
По мнению Андрея Гришакова, идеальным решением могло бы стать придание официального статуса заимке Лыковых. Тогда в бюджете появилась бы отдельная строка "Агафья Лыкова", и затраты на поддержание ее жизни были бы официально обоснованы. Однако режиссер уверен, что и без этого затворнице все равно будут помогать.