Настройщик везде искал легендарное фортепьяно Арфа Давида , а нашел у старьевщика среди хлама | Nastroy.net

20.05.2020 22:19

Это фортепиано путешествовало по трем континентам, пережило войну и случайно встретилось с человеком, который искал его все это время.

В 1942 году, после того, как немецкие войска были изгнаны из Эль-Аламейна (север Египта), британские войска пошли на поиски заложенных мин и услышали музыку, которая исходила прямо из песка. Под землей было погребено пианино, спрятанное в гипсе, и его струны создавали музыку в ответ на магниты миноискателей. По причинам, которые никто не мог предугадать, нацисты протащили это пианино через всю пустыню вплоть до Эль-Аламейна, где бросили его при отступлении.

«Арфа Давида» была продана за 320 000 долларов на аукционе

То ли из любопытства, то ли из восхищения англичане решили не бросать инструмент в пустыне, а сами доставили его в Тель-Авив, где просто оставили, не заглядывая под гипс. А это оказалось не обычное, а богато украшенное знаменитое Сиенское пианино, также известное как «Арфа Давида». Спустя 80 лет после того, как его спасли из песка, невероятный инструмент был продан за 320 000 долларов (почти 23 млн. руб) на аукционе в Иерусалиме.

Это был безукоризненно чистый инструмент, отличающийся богато украшенной деревянной отделкой, на котором играли некоторые из самых известных музыкантов. Пианино принадлежало итальянской королевской семье еще до того, как нацисты решили его присвоить. Когда британцы нашли его в Эль-Аламейне—его визуальное великолепие было скрыто защитной штукатуркой - они ничего не знали ни о его славной истории, ни о том, чего он стоит. Они, конечно, не знали, что лучшая часть истории великолепного инструмента была еще впереди.

История создания уникального инструмента

Согласно статье 1955 года в Time, работа над его созданием началась около 1800 года, в Турине. Ходят слухи, что мастер клавесинов Себастьян Маркизио использовал дерево из Храма Соломона в Иерусалиме.

Примерно 25 лет и два поколения спустя внуки Маркизио, Лучано и Рафаэло, наложили последние штрихи на инструмент и передали его своей сестре Ребекке, которая жила дальше к югу, в Сиене. Там пианино стало чем-то вроде местной достопримечательности и регулярно звучало во время публичных выступлений.

Маркиз Сиенский считал, что пианино с таким особым звуком заслуживает особого внимания, и около 1860 года два художника были наняты, чтобы обновить его внешний вид. Одним из них стал сын Ребекки, Никодемо Ферри, поэтому работа над ним в конечном итоге охватила четыре поколения одной и той же семьи.

Пианино было украшено резьбой по Десяти заповедям, около 20 херувимами и изображениями Георгия Фридриха Генделя и Вольфганга Амадея Моцарта и нескольких других композиторов. Инструмент представлял Сиену на Всемирной Парижской ярмарке 1867 года, а затем был подарен итальянскому наследному принцу Умберто. Ференц Лист играл на этом инструменте на свадьбе принца.

«Королевское пианино»

Позже, когда Умберто взошел на трон, этот инструмент стал известен как Королевское пианино, и на нем играли во дворце члены королевской семьи, придворные и известные музыканты. Одним из музыкантов, который страстно желал сыграть на нем, был Маттис Яновский, чья игра произвела впечатление на Умберто. Король рассказал Яновскому о пианино, но был убит прежде, чем пригласил Яновского сыграть на нем при дворе.

Преследуемый упущенной возможностью, стареющий Яновский убеждал своего внука, Авнера Карми, подающего надежды музыканта, однажды сыграть на пианино от имени своего покойного деда. Карми пытался, насколько нам известно, но у него не было связей, чтобы получить приглашение к итальянскому двору.

По жестокой иронии судьбы Карми упустил свой первый шанс сыграть на фортепьяно... в Эль-Аламейне, где он служил в британской армии. Много лет спустя, после того как война закончилась и Карми переехал в Израиль, он наткнулся на гипсовый корпус в Тель-Авивской лавке старьевщика, купил инструмент по дешевке и стер штукатурку. Только тогда он понял, что совершенно случайно обнаружил неуловимое пианино из снов своего покойного деда.

Настройщик фортепиано по профессии, он тщательно отремонтировал инструмент, вернул его в форму и пригласил лучших музыкантов со всего мира, чтобы сыграть на нем.

Возможно, что эта история действительно немного приукрашена. Но даже подтвержденные общие данные слишком хороши, чтобы быть правдой. Каким-то слишком странным образом это пианино побывало на трех континентах, пережило грабежи и войны в пустыне, а затем попало в руки настройщика, который преследовал его все это время, руководствуясь рассказом своего покойного деда. Сделано оно на самом деле из библейского дерева или нет, но это инструмент, достойный тысячи мифов.

Источник