В православии существовало два понятия: "неделя" и "седмица". Между этими словами есть различие, о котором современные люди могут даже не догадываться. Сегодня понятие "неделя" имеет совсем другое значение. И оно не соответствует тому смыслу, который в него вкладывал русский народ. В статье понятия "неделя" и "седмица" и различия между ними рассматриваются с точки зрения традиций православной церкви.
Древнее значение
В русском языке существовало прилагательное "недельный". Оно обозначало "воскресный". Гораздо позже слово "неделя" стало названием всего семидневного временного периода.
Раньше это существительное использовалось для обозначения воскресенья - дня, в который люди освобождались от трудовой деятельности. То есть могли ничего не делать. Сегодня в этом значении слово употребляется в церковном обиходе. Неделю как семидневный период времени русский народ именовал седмицей.
Какие недели (воскресенья) существуют в церковном обиходе?
У каждого из этих дней есть наименования. Они подразделяются на три группы. Первая - по исчислению от праздника Пасхи. Вторая - по библейскому сюжету, о котором рассказывается на службе в данный день. И третья - в честь определенного торжества, который отмечают православные верующие.
Что касается семидневного периода времени, в церковном обиходе существует понятие "сплошная седмица". Это та неделя, на которой не предусмотрен пост в среду и пятницу.
В православном календаре существует пять таких периодов:
- Святки (с 7 по 18 января, от праздника Рождества до Крещения).
- Седмица Мытаря и фарисея. Она отмечается за 14 суток до начала Великого поста.
- Сырная седмица. Это неделя перед началом Великого поста. В течение семи дней людям разрешается употреблять молочные продукты. Но от мяса следует отказаться.
- Светлая седмица. Так называется неделя после праздника Пасхи.
- Троицкая седмица. Так именуется неделя после праздника Троицы.