Израильское телешоу об ультраортодоксальной еврейской семье может показаться необычным телевизионным явлением, но такая неожиданная комбинация сюжетных элементов внезапно для всех стала хитом.
О чем сериал?
Юноша едет на автобусе со своим бородатым отцом, оба в черных шляпах с полями и в длинных черных плащах традиционных для ультраортодоксальных евреев. Мальчик, собираясь изучать Талмуд и Тору в ешиве, совершает свою первую поездку из их изолированной общины в город. Он явно очарован достопримечательностями, особенно открытыми ногами женщин и кормящей матерью.
«Знаешь, Кив, когда я был в твоем возрасте, а твой дед отвез меня в город, он сделал это, чтобы помочь мне», - говорит отец - «Он снял очки и надел их на меня. Таким образом, он не мог хорошо видеть, и я тоже не мог. Попробуем сделать так же?»
Израильское телешоу "Штисель" рассказывает о знаменитой семье Хареди, живущей в ультраортодоксальном еврейском районе Иерусалима. И это прекрасный сюжетный фундамент для того, чтобы включать в сериал сцены, подобные приведенной выше, а также персонажей, борющихся с ограничениями своей культуры, равно как и показывать интенсивные любовные порывы между холостяком-сыном и дважды овдовевшей женщиной средних лет или борьбу за выживание, с которой сталкиваются его сестра, брошенная мужем вместе с пятью детьми. Это неожиданная комбинация: мыльная опера высокой расцветки с нотками юмора об ультраортодоксальной семье в культурно-специфической комбинации иврита и идиша. И это настоящий хит.
Лучший израильский телесериал
"Штисель" завоевал популярность в стране своего происхождения, где, как сообщается, даже некоторые ультраортодоксальные евреи, которые обычно не смотрят телевизор или не имеют собственного телевидения, признали, что смотрели его в интернете. Песня-тема из заставки сериала стала популярной на свадьбах хареди. Рекламные щиты для него появлялись повсюду, мемы распространились по всему Израилю, а диалоги из шоу стали броскими фразами. Со временем шоу привлекло международное внимание. В декабре 2018 года оно начало транслироваться по всему миру на Netflix с субтитрами на английском и других языках.
Показ был настолько успешным, что создатели сериала теперь обдумывают третий сезон. Тем временем один из создателей Friends Марта Кауфман и ее дочь Ханна К.С. Кантер адаптируют американскую версию этого замечательного телесериала для Amazon Studios, и сценарий этой адаптации недавно был завершен.
Причины успеха
По словам Джессики Стейнберг, культурного обозревателя The Times of Israel, израильские зрители так хорошо отреагировали на "Штисель" именно потому, что среди них выделяется небольшая островная популяция, которая отличается своим особенным внешним видом и огромным влиянием на национальную политику.
«В сериале показана объективная сторона нашего общества - того общества, которое нам хорошо знакомо, но о котором принято не говорить критично и с иронией, - утверждает Стайнберг - Я думаю, что шоу так популярно, потому что речь идет об отношениях и романтике, шоураннеры изобразили это немного по-другому, не так, как обычно, но отношения на экране все равно смотрятся мило и интересно».
А в стране, где синагога и государство не разделены, ультраортодоксальные законодатели несут ответственность за важные решения, что делает их жизнь интересной для населения. Фактически "Штисель" является частью более широкой тенденции в израильском телевидении к изображению ультраортодоксальных персонажей. «Может быть у населения есть много обид против ультраортодоксальной общины, которая может быть очень замкнутой и пренебрежительной по отношению к светским израильтянам, - говорит Стейнберг. - Итак, вдруг у вас в прямом эфире идет телевизионное шоу об этом сообществе, и это привлекательно, и это звучит правдоподобно. В нем есть все эти мелкие детали, которые кажутся настолько правильными и объясняют этот мир - мир ортодоксальных иудеев, - который люди хотели бы понять лучше».
Художественные особенности
"Штисель" выделяется среди своих ультраортодоксальных телевизионных "коллег". Как и многие другие мировые хиты, этот сериал черпает вдохновение из золотого века телевизионных пьес вроде легендарного "Клана Сопрано". Шоу показывает большое внимание к деталям, изображая персонажей, молящихся за едой или касающихся мезузы и целующих руки друг другу перед прохождением через дверной проем, например. Символизм и воспоминания, как, например, в сцене едущего на автобусе с отцом парня, играет большую роль во всей истории.
Действующие лица
Киве, то есть Акива, самый молодой, а теперь и взрослый член семьи Штисел, борющийся со своей амбивалентностью по отношению к строгим обычаям религиозного сообщества, в котором живет.
Также одним из основных персонажей является сестра Акивы, Гити, Недавно брошенная мужем, она оставляет своих младших детей на попечение своей дочери-подростка, Ручами, когда должна идти на работу. После особенно тяжелого дня с младенцем Ручами признается, что успокоила его, дав ему собственную грудь. Сочетание таких семейных драм и неожиданных сцен с великолепным рассказыванием историй и высокими стандартами производства помогло первой серии, которая вышла в эфир в Израиле в 2013 году, победить в национальной версии премии «Эмми», получив 11 наград Израильской киноакадемии.
Успех за границей
Успех сериала за пределами Израиля вытекает, по крайней мере частично из его универсальных тем, особенно романтической тоски. В то время как сценаристы романтических комедий изо всех сил пытаются придумать новые препятствия для центральных пар повествования, сообщество Хареди, в рамках которого происходят действия сериала "Штисель", предоставляет им готовые, правдоподобные и очень жизненные препятствия. Как отмечает Эллисон Каплан Соммер, пишущий о сериале в израильском издании Haaretz: «Этим летом по-настоящему нежный, чувствительный, захватывающий романтический сериал об Израиле рассказывает о том, что на самом деле происходит за рамками современной жизни - в религиозном сообществе, где по-прежнему преобладают строгие правила: где нельзя влюбиться и жениться только по любви, где поиск настоящего личного счастья все еще часто рискованный и смелый поступок».
Дальнейшая судьба
Теперь это шоу пожаловало и в другие страны. Находящаяся в США дискуссионная группа на Facebook под названием "Shtisel - Let's Talk About It" ("Штисель" - давайте поговорим о нем") набрала более 10 000 членов с момента ее создания в январе. Вашингтонская еврейская неделя объявила в феврале государственную «Штисель-манию» среди американских евреев. «Что действительно верно в сериале, так это то, что его сюжетные линии и актерские действия настолько увлекательны, что почти легко забыть о побрякушках и париках персонажей, - пишет Села Майя Зигельбойм - Это, вероятно, потому что эта история далеко не о том, как персонажи борются со своей религией. Эта история на самом деле рассказывает нам о любви, утрате и других универсальных темах, актуальных в любое время и среди любого народа».
Теперь вопрос в том, нужна ли миру американская адаптация этого сериала, уже успевшего стать хитом.
Послесловие
Это замечательное телешоу в очередной раз доказало, что вне зависимости от границ, национальностей и религиозной принадлежности, проблемы у людей в основной своей массе, абсолютно одинаковые. Остается лишь дождаться, когда "Штисель" начнут демонстрировать в России, чтобы прикоснуться к очередному шедевру современного мирового кинематографа.