Люди, как правило, потребляют больше пищи, когда они обедают с семьей или друзьями, чем когда питаются в одиночку. Ученые называют это «эффектом социальной поддержки». Предыдущие исследования показали, что те, кто ел с в компании, съедали на 48 процентов больше пищи. А женщины с ожирением в таком случае едят до 29 процентов больше, чем в одиночку.
Исследователи из Университета Бирмингема выявили, что питание «в социальном отношении» оказывает огромное влияние на увеличение порций по сравнению с ужином в одиночестве. Для того чтобы сделать такой вывод, они оценили результаты почти 50 уже существующих исследований в области общественного питания. Результаты опубликовали в Американском журнале клинического питания.
Организаторы исследования объясняют, что наши предки делили пищу, что позволяло им защитить себя от периодов голодания
Предполагается, что этот механизм выживания может существовать и в наши дни, что, собственно, и приводит к тому, что люди потребляют больше пищи, обедая в компании.
«Мы нашли веские доказательства, почему люди потребляют больше пищи в компании с друзьями и родственниками. Но следует отметить, что этого не было выявлено в экспериментах, где люди не были знакомы между собой, — объясняет доктор Хелен Раддок, научный руководитель Школы психологии в Университете Бирмингема. - Люди хотят дать о себе положительное впечатление посторонним. Небольшие порции помогают добиться этого. Поэтому получается, что социальная поддержка в таком случае менее выражена».
Мы часто определяем вид блюда и размер порции, основываясь на том впечатлении, которое мы желаем передать окружающим
«Фактические данные свидетельствуют о том, что это наиболее ярко выражено у представительниц прекрасного пола, которые проводят обеды (или ужины) в компании с мужчиной, на которого хочется произвести благоприятное впечатление, а также у людей, страдающих от ожирения и желающих избежать косых взглядов окружающих за переедание», — продолжает доктор Раддок.
Конечно, человека уже нельзя назвать охотником-собирателем, так как мы этим не занимаемся уже много столетий, но древние механизмы, некогда служившие эффективному поиску пищи, все еще контролируют наше поведение. Произошедший сравнительно недавно переход к диетическому ландшафту, характеризующемуся изобилием еды, создал «эволюционное несоответствие». Следовательно, передавшиеся человеку по наследству стратегии поиска пищи теперь уже не служат прежней цели.
Ученые отметили, что в случае социальной помощи мы переняли механизм, который когда-то обеспечивал правильное разделение продуктов питания
И сейчас это оказывает огромное влияние на нездоровый рацион. Это создает напряжение у того человека, которого «видят».
«Решение этой напряженности кроется в следующем: нужно не меньше есть, а просто употреблять столько же, сколько и другие члены компании — каждый человек сопоставляет свое поведение с поведением других, набирая еды больше, чем он мог бы съесть при отсутствии этой социальной конкуренции», — прокомментировала доктор Хелен Раддок.