Объединение художников Голубая роза : картины | Nastroy.net

04.04.2018 22:00

"Голубая роза" – объединение художников, существовавшее в начале XX века. В те годы весьма популярен был символизм - направление в искусстве, которое зародилось в конце XIX столетия. Художники "Голубой розы" - Павел Кузнецов, Петр Уткин, Александр Матвеев. Они стали основателями творческого союза. Позже к ним примкнули другие живописцы и скульпторы. О представителях творческого объединения "Голубая роза" пойдет речь в этой статье.

Символизм

Представители этого направления, прославившиеся в начале 20-го века, - Пьер Пюви де Шаванна, Поль Серюзье, Анри Фантен-Латура. Они хорошо были знакомы и в России, где символизм тогда только зарождался.

Живописец, творчество которого близко к творчеству французских мастеров, названных выше, - Михаил Врубель, известный прежде всего своим "Демоном". Этот художник был личностью эксцентричной, загадочной, кроме того, страдал психическим расстройством. Но Врубель являл собой одну из самых выдающихся фигур в искусстве на рубеже веков, и именно он вдохновил молодых Кузнецова, Уткина и Матвеева на создание творческого объединения символистов. Полотна этого художника привлекали тонкостью, красочностью, насыщенностью палитры. Все его работы пронизаны стремлением к нереальному миру.

На формирование творческого союза влияние оказал и Виктор Борисов-Мусатов. Образы на картинах этого мастера словно дремлют, его герои обитают в необыкновенном мире спокойствия и неги.

Виктор Борисов-Мусатов

Он был родом из Саратова. Окончив гимназию, он уехал в Париж, где поступил в художественную академию. Борисов-Мусатов нередко наведывался в родные края, где общался с начинающими живописцами. Среди них были и будущие основатели творческого объединения "Голубая роза". Борис-Мусатов преподал Кузнецова, Матвееву и Уткину несколько уроков экспрессионизма и символизма. Так началась дружба, которая продолжалась много лет.

Молодые художники уехали в столицу. Все трое стали студентами училища живописи, ваяния и зодчества. В дореволюционной России это учебное заведение представляло собой одно из лучших среди тех, что готовили профессиональных художников. В годы учебы будущие участники "Голубой розы" сблизились с другими художниками. Многие студенты училища так или иначе были связаны с творческим объединением.

"Алая роза"

Творческое объединение было основано в 1907 году. А в 1904-м Кузнецов и Уткин организовали выставку, которая названа была "Алая роза". Представлены были не только их картины, но и работы Врубеля, Бориса-Мусатова. Молодые художники тем самым подчеркнули влияние опытных живописцев на их творчество.

Почему назвали выставку "Алой розой"? Этот цветок испокон веков считается самым романтичным. Что же касается объединения художников "Голубая роза", основанного спустя три года после проведения выставки, то, возможно, здесь присутствует связь с поэтами-романтиками, воспевавшими голубой цветок - символ недостижимого идеала.

Раннее творчество художников

Участники "Голубой розы" работали над совместными проектами еще до основания творческого объединения. Сапунов, еще один член художественного союза, трудился вместе с Кузнецовым над декорацией к опере Вагнера "Валькирия". Чуть позже драматург Сергей Мамонтов, тот самый, в доме которого Врубель писал знаменитую картину "Демон сидящий", предложил будущим "голуборозовцам" оформить антрепризу в театре "Эрмитаж".

Основатели "Голубой розы" были весьма модными в России художниками. Но нельзя сказать, что они вызывали однозначную реакцию критики. Так, в 1902 году Уткин, Кузнецов и Петров-Водкин создали фрески для церкви Казанской Божьей Матери - известного храма в Саратове. Однако их работа была отвергнута и уничтожена.

Художники союза "Голубая роза"

Картины самых известных участников творческого объединения хранятся сегодня в знаменитейших музеях России. О творчестве Уткина и Кузнецова более подробно рассказано ниже. Прежде стоит назвать других членов творческого союза. Среди них были: Мартирос Сарьян, Николай Сапунов, Сергей Судейкин, Николай Крымов, Анатолий Арапов, Николай и Василий Милиоти, Иван Кнабе, Николай Феофилактов.

Маритор Сарьян, как и прочие участники союза "Голубой розы", начинал свой творческий путь как театральный художник. Он был известен также пейзажами, на которых изображались живописные армянский пейзажи. Некоторые картины Сарьяна хранятся в Третьяковской галерее.

Николай Сапунов получил известность после оформления спектакля по произведению Блока "Балаганчик". В Москве, на Кузнецком мосту, есть историческое здание Доходный дом Сокол. Аттику этого здания украшает майоликовая мозаика Николая Сапунова. Первые картины в Москве были представлены на выставке, организованной Уткиным и Кузнецовым. Среди поздних работ художника преимущественно натюрморты.

Николай Рябушинский

Значительную роль в творчестве художников "Голубой розы" сыграл знаменитый русский меценат, основатель журнала "Золотое руно". Рябушинского нередко называют организатором объединения. Именно он основал первую выставку, после чего о "голуборозовцах" заговорили в Москве и Санкт-Петербурге.

Главным детищем мецената в ту пору стал журнал "Золотое руно". Этот проект нельзя было назвать коммерческим. Рябушинский больше вкладывал в него, нежели получал. Издание включало красочные иллюстрации, каждая страница была украшена золотыми вставками. Вышло более тридцати номеров. Причем четкой концепции журнал не имел. В нем публиковали свои произведения Леонид Андреев, Константин Бальмонт, Иван Бунин, Федор Сологуб, Корней Чуковский. Первые номера посвящались творчеству членов союза "Голубая роза".

Выставка художников-символистов

Точную дату основания объединения назвать нельзя. Считается, что возник творческий союз после проведения одноименной выставки, то есть в 1907 году. Картины художников «Голубой розы» были выставлены в галерее, расположенной в здании на Мясницкой улице.

На суд зрителей были представлены работы шестнадцати живописцев. Большая часть живописцев позже вошла в состав "Голубой розы". Главным вдохновителем выставки стал Борисов-Мусатов, но прошла она уже после смерти мастера. Идея названия принадлежит Сапунову - художнику, творчество которого складывалось под влиянием Обри Бердслея.

Картины, представленные на выставке, выполнены были в едином стиле: пастельные, голубоватые тона, стремление к "запредельному". Соответствовал творческому духу и интерьер зала, в котором была организована выставка. Повсюду стояли вазы с розами, стены были выкрашены в светло-лазурный цвет.

Отзывы о картинах "голуборозовцев" были смешанными. Одни критики восхваляли новое направление в искусстве. Другие называли работы символистов содержательными. Выставку посетили знаменитые деятели искусства, среди них и Казимир Малевич, который похвалил работы молодых художников.

В январе 1909 года прошла вторая подобная выставка. Но на этот раз были представлены работы художников Матисса, Брака, Дерена, Марке. Посетители также могли видеть картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова.

В 1910 году прошла третья выставка. "Золотое Руно" к тому времени Рябушинский перестал публиковать из-за финансовых проблем. Вероятно, в этом и причина непопулярности третьей выставки - в журнале публиковались последние новости из мира искусства. Правда, сами художники-символисты после закрытия "Золотого руна" не утратили внимания критиков и поклонников живописи. Их все так же приглашали в различные театральные проекты. В то время такая работа для профессионального художника считалась халтурой. Оформлением театральных постановок занимались те, чьи работы сегодня выставлены в Третьяковской галерее.

Сколько просуществовало объединение "Голубая роза"? На этот вопрос ответить сложно. После третьей выставки над совместными проектами художники не работали. Да и общей идеи у них не было. Более того, в поздних работах Уткина, Кузнецова и других участников "Голубой розы" нет ничего общего. Сарьян, например, отдавал предпочтение родным армянским пейзажам. Кузнецов много путешествовал по Средней Азии, а потому был вдохновлен восточными мотивами. Феофилактов и Крымов увлеклись неоклассицизмом и сюжетами из античных мифов.

Советская Россия

После революции картины художников-символистов, конечно же, утратили популярность. Тем не менее большая часть участников «Голубой розы» осталась в советской России. Эмигрировали Милиоти, Судейкин, Рябушинский. Остальные смогли приспособиться к реалиям нового времени. Одни преподавали. Другие работали в организации по защите памятников культуры. Кузнецов несколько лет посвятил журналу "Путь освобождения". Из редакции он был уволен в двадцатые годы из-за отрицательной рецензии на его картины.

Павел Кузнецов

Основатели "Голубой розы" родом были из Саратова. В том числе и Кузнецов. Он родился в 1878 году в семье иконописца. В ранние годы посещал студию живописи. Здесь и познакомился с Борисовым-Мусатовым. В 1902 году Кузнецов познакомился с Валерием Брюсовым, тогда же и начал сотрудничать с "Золотым руном". Спустя четыре года художник уехал в Париж, где провел несколько месяцев. Во Франции он посещал студии модных художников, принимал участие в выставках. После посещения Средней Азии в творчестве Кузнецова начался новый этап - в картинах появились восточные мотивы. Известные работы художника - "Вечер в степи", "Голубой фонтан", "Спящая в кошаре", "Горная Бухара", "Узбечка", "Рождение".

Александр Матвеев

Известный скульптор, один из основателей "Голубой розы", после революции занялся преподавательской деятельности. Матвеев входил в состав различных творческих объединений. Внес существенный вклад в развитие отечественного монументального искусства. Много лет Матвеев преподавал в Петроградском училище. Умер в 1960 году.

Петр Уткин

Этот художник, как и его коллеги, азы живописи постигал в Саратове. Но родился он в Тамбове 1877 году. Учителями его были Серов, Левитан. Большая часть картин Уткина выполнена в голубых тонах, и в этом главная особенность его работ. Петр Уткин скончался в 1934 году в Ленинграде.

Источник