Одежда, которая потрясла мир: мода революционеров от кожаных курток до розовых шапочек | Nastroy.net

26.06.2020 17:47

История моды гораздо более многогранна, чем мы о ней думаем. Мода - это не просто инструмент для подчеркивания половой принадлежности, достоинств фигуры и выражения характера.

На протяжении многих столетий одежда была своеобразной броней для тех людей, кто чувствовал себя отчужденным от общества по разным причинам: будь то жизненные взгляды, половая принадлежность, раса, финансовый достаток или другой фактор. От красной кепки "Либерти" до рваных джинсов и футболок с лозунгами хиппи. Одежда использовалась маргинальными группами как инструмент сопротивления, а также для того, чтобы их увидели и услышали те, кто стоит у власти.

Одежда как инструмент сопротивления

Эти взгляды, как правило, развивались в рамках всевозможных народных движений. В наши политически нестабильные времена мода все еще используется в качестве инструмента демонстрации несогласия и борьбы, что неизбежно приводит к обвинениям в коммодификации. Во время выставки в Технологическом институте моды (FIT) в Нью-Йорке, во время которой исследовалось многообразие способов, с помощью которых мода может оказывать влияние, эксперты пришли к выводу, что все не так просто, как кажется. Одежда сопротивления может быть модным и эффективным инструментом протеста.

Белый цвет для обеспечения сплоченной идентичности

Представители разных движений использовали моду в своих целях, чтобы иметь своего рода визуальную сплоченность. Например, суфражистки, участницы движения за равноправие полов и предоставление женщинам избирательных прав, носили белое, чтобы обеспечить сплоченную идентичность на маршах.

Белый цвет часто являлся формой феминизированной версии главного символа мужской принадлежности - костюма. Это было портновское требование равенства, смягченное чистотой его цвета.

Брюки вне закона

Некоторые борцы за равенство, которые отличались невероятной смелостью, даже носили брюки, несмотря на то, что это было запрещено законом во многих частях США и Европы. Однако брюки ассоциировались с патриархальной властью. И эта ассоциация была настолько сильна, что у женщин они не могли завоевать популярность вплоть до 1960-х годов.

Музыкальный фестиваль в Вудстоке в 1969 году стал переломным моментом

Фестиваль в Вудстоке, прошедший в 1969 году, стал переломным моментом. Именно с этого периода одежда для сопротивления, выражающая гражданскую позицию, стала модной.

Архетипичный мятежный образ, который сохранился до наших дней, - это, конечно же, кожаная байкерская куртка, джинсы и белая футболка, которые впервые обрели популярность в 1950-х годах. Этому способствовал факт существования кроссовера между аспектом сопротивления и аспектом поп-культуры.

Хиппи использовали одежду очень сознательно в качестве инструмента сопротивления. Подержанная джинсовая ткань, изделия из которой носили представители упомянутой субкультуры, была политическим и визуальным протестом против блестящего, пластикового потребительства космической эры, которое охватило послевоенный период.

После Вудстока Levis и Coca-Cola начали использовать внешний вид в качестве маркетингового инструмента. Аналогичные одеяния начали носить те, кто имел лишь смутное представление о первоначальном облике представителей хиппи. Те, кто покупал рваные и расшитые джинсы Тома Форда более чем за 3000 долларов в конце 1990-х, скорее всего, даже не задумывались о первоистоках стиля субкультуры. Это вопиющий пример коммодификации одежды сопротивления.

Комбинезон для подчеркивания афроамериканской идентичности

В 1980-х годах американский дизайнер Патрик Келли носил комбинезон, чтобы подчеркнуть афроамериканскую историю и идентичность. В доцифровую эпоху такие дизайнеры, как Кэтрин Хэмнетт и Патрик Келли, четко осознавали влияние использования своих коллекций для продвижения идеи.

Хэмнетт надел футболку Don't Want Pershing на встречу с тогдашним премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер в 1984 году, в то время как в США Келли, умерший в 1990 году, использовал свой лейбл для подчеркивания афроамериканской идентичности.

Он разработал леггинсы с рисунком, напоминающим африканскую ткань Кенте, и для своей личной униформы выбрал джинсовые комбинезоны, намекая на черных издольщиков Юга США. Он, как и студенческий ненасильственный Координационный комитет во время движения за гражданские права, вернул себе этот символ подчинения в качестве заявления власти.

Борьба с властью

Сегодня протестующие осознают, что визуальная информация мгновенно передается через социальные сети. Именно поэтому существует тяготение к этим хорошо видимым символам. И оно гораздо сильнее, чем то, что было в прошлом, несколько десятилетий назад.

Розовая шляпа pussy Hat стала символом феминистского сопротивления и была надета моделями на подиуме Missoni.

Через месяц после Женского марша модели, одетые в подобные шляпы, прошлись по подиуму в финале Миланской Недели моды. Анджела Миссони известна как давняя сторонница прав женщин, несомненно, понимала, что этот образ будет иметь огромное влияние.

Мы все должны быть феминистками

Футболка Диор, на которой было написано "Мы все должны быть феминистками", была создана для дебютной коллекции Марией Грацией Кьюри, первой женщиной-креативным директором Dior. Она должна была подчеркнуть, что уважаемый дом спроектирован женщинами для женщин. Продаваемая в розницу почти за 800 долларов США, футболка не должна была стать инструментом протеста для масс и выражения идей феминизма.

Однако в преддверии марша несколько знаменитостей опубликовали в Instagram свои фотографии в подобных футболках. Эти посты просмотрели миллионы пользователей, которые без особых усилий распространили сообщение по всему миру. Таким образом, это стало своего рода объединяющим криком для цифровой эпохи, а не просто коммодификацией.

Черная кожаная куртка как инструмент антирасизма

Бренд Kerby Jean-Raymond Pyer Moss делает мощные заявления о расовых предрассудках, очевидных даже в его собственной отрасли. Черная кожаная куртка с надписью "У нас уже есть черный дизайнер" - это едкий комментарий к токенизму.

Telfar - это еще один действительно откровенный бренд, который нацелен на "странную" потребительскую базу, цветную и типично маргинализированную и исключенную из моды. Цены изделий упомянутой торговой марки намеренно удерживаются на доступном уровне.

Кожаная сумка для покупок, получившая название Bushwick Birkin, в честь района Бруклина, приобрела огромную популярность среди потребителей - афроамериканцев, которые в восторге от того, что бренд активно признает их права.

Мода как инструмент поддержки ЛГБТ

Еще более доступными по цене являются украшения, созданные британскими дизайнерами "Татти Дивайн". Будучи активными сторонниками прав женщин и ЛГБТ, компания разработала коллекции для кампаний по борьбе с гомофобией в тандеме с обществом Фосетта, ведущей британской благотворительной организацией по вопросам гендерного равенства.

Заключение

Мода не только отражает индивидуальность человека и подчеркивает достоинства его фигуры, но и является инструментов борьбы, выражения жизненных взглядов и общественной позиции. Переломным моментом стал фестиваль в Вудстоке, прошедший в 1969 году. Именно с этого времени одежда, выражающая протест и несогласие, стала модной и интересной.

Ясно, что люди будут продолжать выражать свое несогласие с существующим положением вещей через то, что они носят. И в то время как более мелкие бренды шагают к этой отметке, более крупные корпоративные дома моды также должны будут признать эту новую среду.

Источник