Зародившись в середине 40-х годов, байкерское движение росло, крепло и, наконец, во всеуслышание заявило о себе. Голливудские ремесленники, бдительно следящие и чутко реагирующие на любые тенденции в развитии общества, естественно, не оставили данное явление без внимания.
В духе эпохи
Апогеем популярности, рассветом байкерского кинематографа считается вторая половина 60-х и первая 70-х годов XX века. Это утверждение основано не только на количестве, но и на интенсивной установке стереотипов и процессе формирования целостного поджанра эксплуатационного кино, получившего в среде кинодеятелей название bikerploitation. Одним из ярчайших образчиков поджанра является лента «Ангелы ада ’69», созданная в данный временной период.
Для режиссера Ли Мэддена этот проект является дебютом в большом кино, ему предшествует лишь короткометражка 1999 A.D. Постановщик не просто шагал в ногу со временем, Мэдден в своем творчестве впоследствии неоднократно возвращался к заявленной в дебютном фильме тематике. Позже он режиссирует картины «Освобожденный ангел» и «Смельчаки», вписывающиеся в контекст байкерского кино. Над сценарием фильма «Ангелы ада» трудилась творческая группа в составе Дона Тейта, Тома Штерна и Джереми Слейта. Картина позиционируется как драматический боевик, ее рейтинг IMDb: 5.40.
Сюжет и интрига
В более ранних картинах поджанра bikerploitation нравы, царящие внутри клубов, не описывались, байкеры были просто частью антуража. Но у Мэддена в работе «Ангелы ада ’69» этот пробел восполнен с лихвой. Действие картины разворачивается в Лос-Анджелесе, главными действующими лицами являются два брата - Чак (Том Стерн) и Уэс (Джереми Слейт). Парни привыкли жить на широкую ногу, поэтому неудивительно, что, промотав все практически состояние, они сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами. Чтобы исправить ситуацию, герои решаются на ограбление одного из казино Лас-Вегаса. Для осуществления плана они решаются примкнуть к байкерскому клубу Hells Angels. Для того чтобы сбить со следа полицию, они хотят сам процесс ограбления провести в присущей обычным обывателям одежде, после облачиться в амуницию мотоциклетного клуба и раствориться среди его участников.
Развязка
На первой стадии реализации преступного умысла Чак и Уэс приезжают на место сбора мотоклуба «Ангелы ада», втираются в доверие, проводя с его членами достаточно времени. Став полноправными участниками байкерского сообщества, братья успешно осуществляют преступление и скрываются. Подозрение правоохранительных органов действительно падает на представителей субкультуры. Злоумышленникам все могло бы сойти с рук, но они наивно полагали, что, оставив в дураках «Ангелов», останутся безнаказанными. Байкеры намеренно пускают полицию по ложному следу и сами берутся вершить правосудие. Фильм «Ангелы ада» (1969) заканчивается не хэппи-эндом, а настоящей трагедией.
Формально проект Мэддена трудно отнести к традиционным байкерским лентам, но в нем однозначно обозначена их философия – дорога, свобода, протест против ограничений, рамок и законов общества. С этой точки зрения, картина позиционируется критиками как одна из лучших в поджанре. Несмотря на то что отзывы «Ангелы ада» имеют довольно сдержанные, лента вошла в список сорока лучших байкерских картин, а согласно зрительским опросам, занимает почетное место в первой пятерке.
Исполнители главных ролей
На волне успешности байкерских фильмов 60-70-х годов многие актеры «кочевали» из проекта в проект, в частности Б. Дерн, А. Роарк и Д. Николсон. Однако Том Стерн и Джереми Слейт – единственные профессионалы в актерском ансамбле кино «Ангелы ада» (1969 г.).
Уроженец Нью-Йорка Том Стерн появился на свет в 1932 году, реализовал себя как актер и продюсер. Наиболее известен по фильмам «Ангелы из ада» (1968), «Бригада дьявола», «Шпион, пришедший с холода» и сериалу «Даллас».
Джереми Слейт, активно участвующий в написании сценария ленты, в которой сыграл главную роль, имеет более значимый послужной список. На счету актера более 77 фильмов и сериалов, из которых самыми значимыми считаются «Настоящее мужество», «Газонокосильщик», «Моя жена меня приворожила», «Меня зовут Эрл» и «Альфред Хичкок представляет».
Впечатляющая массовка
Роли непосредственно членов «Ангелов ада» исполнили действующие участники Hells Angels MC калифорнийского Окленда, возглавляемого президентом Сонни Барджером. Последний открыто заявлял о том, что его сотоварищи презирают окружающее общество, поэтому создали свое персональное, имеющее правила и мораль. Излюбленным изречением Сонни является фраза: «Лучше править в аду, чем прислуживать в раю». До работы с Мэдденом Барджер снимался в ленте «Мотоангелы ада», но лучшей работой в его фильмографии является сериал «Сыны анархии».
После премьеры ленты «Ангелы ада ’69» Сонни и Джон Бродяга Трейси получили членство в Гильдии киноактеров США.
Кстати, байкеры оказали непосредственное влияние на подборку музыкальных композиций, звучащих в фильме. Музыкальное сопровождение состоит из песен в стиле хард-рок, блюз и метал, что не является случайностью, ведь именно такая музыка соответствует постулатам байкерского движения – духу свободы и жажде скорости.
Убедительно и реалистично
Благодаря тому что в «Ангелах Ада ’69» байкеры играли самих себя, антураж картины и атмосферность более чем реалистичны. Массовка выглядит натурально, внешний облик не содержит ничего лишнего. Мотоциклы в картине представлены всевозможными чопперами, выражающими индивидуальность владельцев, украшенными, но без фанатизма. В финале ленты во время преследования преступников, укрывшихся от погони в пустыне, байкеры пересаживаются на мотоциклы типа скремблер. Данное действие весьма оправдано. Yamaha с двухцилиндровым рядным двигателем в пустынных условиях едет лучше, нежели Harley-Davidson.