Однажды Джордж Экстс оцифровывал старое фото и заметил странный рисунок на обратной стороне: с тех пор он собирает коллекцию | Nastroy.net

12.06.2020 12:17

Примерно десять лет назад Джордж Экстс оцифровывал фотографию 19-го века для Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Он заметил рисунок на обратной стороне снимка. На лицевой стороне было изображение руин Кашмирского храма, сделанное фотографом Фрэнсисом Фритом. Но на обратной стороне были причудливые карандашные портреты безголового человека, а также длинноклювого существа с человеческими ногами.

Изображения на обратной стороне фото - редкость

"В коллекции есть много фотографий, но не у многих из них есть что-то на обратной стороне", - говорит Экстс, который также является художником. Он был сбит с толку и гадал, не Фрит ли и его дети создали этот рисунок. "У меня есть предположение, что однажды Фрэнсис привел своих детей к себе на работу, и они сидели, скучали, и просто начали рисовать", - продолжает Экстс.

У Фрита было пятеро детей: Мэри Элис, Юстас, Фрэнсис Эдгар, Мейбл и Сирил.

Сотни изображений

Экстс перевернул все 200 000 гравюр, рисунков, картин и фотографий, которые он оцифровал после печати Фрита, и собрал сотни изображений verso. (Термин verso относится к задней части произведения искусства, которая обычно скрыта, а recto - к его обращенной к публике передней части).

В 2015 году он начал публиковать свои открытия в Instagram-аккаунте. Сейчас фотограф готовит подборку для книги, которая выйдет в начале 2021 года.

Точно так же, как Экстс случайно нашел свой первый рисунок на обратной стороне фотографии, люди обнаруживают отметины, оставленные на полях. "Это как в случае с граффити, замеченным краем глаза в переулке: есть что-то действительно захватывающее в том, чтобы найти записку для себя, которую вы не ожидали отыскать," - говорит Билл Шерман, директор Лондонского института Варбурга и ученый-маргинал.

Список домашних расходов

Среди сокровищ, которые Экстс нашел в отделе изображений музея, есть список домашних расходов на обороте Римской гравюры XVI века, включая предметы первой необходимости, такие как вино, хлеб и дрова; темные следы, оставленные чернилами, просачивающимися через бумагу; и даже имя "Рон", любовно вписанное в мультяшное сердце. "Самое удивительное - это когда повседневная жизнь вторгается в герметичный мир искусства", - говорит Экстс.

Бумага – это особый материал

Оборотные стороны бумажных произведений искусства отличаются от оборотных сторон холстяных картин, которые, как правило, имеют надписи, оставленные художником, или марки, связанные с художественным рынком. Бумага - это портативный материал, используемый для различных вещей, совершенно не связанных с искусством, что делает более вероятным использование обратной стороны эскиза или печати в качестве макулатуры.

Вывернутый наизнанку конверт

Однажды Экстс заглянул на оборотную сторону эскиза Уильяма Этти, британского художника XIX века, и понял, что этот бесформенный листок бумаги на самом деле был вывернутым наизнанку конвертом. На обороте был указан адрес художника, остатки сургучной печати и почтовый штемпель, который мог бы помочь более точно датировать произведение искусства.

"Многие люди в прошлом не имели такого легкого доступа, как у нас, к чистой бумаге”, - отмечает Шерман. Несколько столетий назад бумага была более ценной, и разметка пустых мест в книге или произведении искусства гарантировала, что эти записи будут сохранены.

"Это архивируемый чистый лист бумаги", - говорит Шерман о пробелах этих произведений искусства. Экстс заметил, что более старые из них в коллекции V&A, скорее всего, будут иметь намеренную маркировку оборотной стороны.

Проект ведется только в "Инстаграме"

Проект Экста в настоящее время ведется только в Instagram, как бы ностальгически напоминая своим онлайн-подписчикам о времени, когда люди полагались на бумагу.

В эпоху, когда произведения искусства часто воспринимаются через экраны, как плоские миниатюры, оцифрованные такими фотографами, как он, изображения verso напоминают нам об их материальности.

В Instagram Экстс не разделяет лицевую сторону работ. Вместо этого он оставляет серийные номера в разделе комментариев, которые можно использовать для отслеживания фото в каталоге V&A. "Мне нравится идея, что кто-то может совершить путешествие в музей, чтобы найти ректо онлайн или лично, - объясняет Экстс. - Я хочу, чтобы версо рассматривалось как самостоятельное произведение искусства."

Авторы неизвестны

Авторы этих изображений обычно неизвестны. Некоторые, возможно, были сделаны художниками, другие нарисованы детьми или любым человеком, кто взял фотографию и заметил соблазнительно доступное пустое место на обратной стороне.

Произведения искусства обычно попадают в коллекцию V&A, потому что они обладают определенной родословной: они сделаны признанным художником, имеют заслуживающий внимания творческий замысел, и вокруг этих работ есть история. Но каракули на обороте, в некотором смысле, более демократичны. "Именно это мне в них и нравится, - говорит Экстс о своих находках. - Оценка их не является научной. Я чувствую, что мое мнение об этом стоит столько же, сколько и чье-то еще".

Источник