Григорий Антонович Захарьин, годы жизни которого 1829-1898, являлся русским врачом-терапевтом. Он преподавал в университете в качестве профессора, основал московскую клиническую школу, был почетным членом Академии Наук. Им восхищались и Антон Чехов, и Лев Толстой, ему приходилось лечить даже Александра III, российского самодержца. При этом Григорий Антонович был миллионером, весьма эксцентричным человеком со скверным характером. Последнее дает основание сравнивать его с доктором Хаусом.
Его советы продлевали жизнь
Чехов, написавший письмо Алексею Суворину, являвшемуся журналистом, рекомендует в нем обратиться за консультацией к Захарьину, которого он называет уникальным московским доктором. Он берет сто рублей, а пользы от него будет на тысячу. Советы Григория Антоновича драгоценны и дают возможность прожить лишних двадцать-тридцать лет.
В наши дни профессор Захарьин считается одним из самых крупных ученых-медиков второй половины позапрошлого века. Именно он был зачинателем курортного лечения в России. Григорий Антонович был гением диагностики, разработавшим опросный метод, позволявший установить диагноз в продолжение двух-трех часов.
Доктор придерживался того мнения, что для здоровья благоприятной является жизнь за городом, где он и рекомендовал строить учебные заведения. Но при этом он отмечал, что большинство домов на дачах являются непригодными для жизни, потому что там плохие рамы, печи и полы.
Удивительное исцеление
Одну из занятных историй исцеления описал художник К. Коровин. Одно время он квартировал у директора управления железных дорог. Это был весьма серьезный мужчина пятидесяти лет, у которого чувствовалась слабость в ногах. Он пригласил к себе Григория Захарьина и очень волновался. Утром приехал врач: это был высокий человек пожилого возраста, носивший белые перчатки и бобровую шубу со строгим взглядом, острым носом, густыми бровями.
По его приказу остановили все часы, вынесли канарейку - в противном случае он лечить отказывался. Больной был вместо лошади запряжен в телегу и шел за Захарьиным. Периодически врач поднимал руку, чтобы сделать пятиминутную передышку. Лекарства доктор заменил яблоками и велел каждый день по два часа таскать бочку по двору, а еще собственными руками заменить обои в гостиной, поклеив белые вместо зеленых.
Ко всеобщему удивлению, через два месяца несчастного больного будто кто-то подменил: бледность его пропала, появились улыбка и хороший аппетит. А затем он и вовсе был замечен в городе вместе с интересной женщиной.
Бывший страдалец очень радовался и говорил, что, наконец-то, он почувствовал себя нормальным человеком. При этом медик дал высокопоставленному чиновнику наказ: не употреблять мясо, много ходить пешком, но самое главное - отменить планы по вырубке сада возле дома с целью здорового дыхания.
Борьба с антисанитарией
Чудаковатый врач объявил настоящую войну невежеству и антисанитарии, имевшим место в домах у купцов. Он требовал проветривания помещений, а там, где не открывались форточки, собственноручно разбивал стекла.
А также Захарьину было свойственно рвать перины, которые кишели паразитами, выбрасывать на помойку квашеную капусту, оставшуюся с прошлого года у его зажиточных пациентов. Даже люди, прислуживавшие царю, побаивались Григория Антоновича и за крутой нрав называли его зубром.
Тайна богатства не раскрыта
Между тем, не все восхищались доктором Захарьиным. Многие завидовали тому, что он имел состояние в пять миллионов рублей. Тайна этого богатства не раскрыта и по сей день. Даже имея богатых пациентов, невозможно было заработать столь огромные деньги. Существует версия, что талантливый врач был еще и удачливым финансистом.
Впоследствии его семья под Москвой выстроила больницу, затратив на нее фамильные деньги. Сейчас она названа в честь знаменитого медика, представляя собой самую большую туберкулезную клинику в Европе. Его имя и у одной из больниц в Пензе, а в Москве существует улица Захарьинская.