От черных шатающихся каменных пирамид из суданской пустыни до останков готического аббатства Уитби в Северном Йоркшире – поражающие воображение заброшенные священные места по всему миру | Nastroy.net

09.06.2019 02:41

От пирамид из черного камня в Нубийской пустыне Судана до руин готического аббатства Уитби в графстве Норт-Йоркшир, Англия, - покинутые, но потрясающие святые места можно встретить в любой части света. Несмотря на некоторую жутковатость, они окутаны ореолом невыразимой романтической притягательности.

Взгляд в прошлое

«Посещая заброшенные места, любой человек, наделенный воображением, представляет, какими они были в период своего расцвета», - отмечает писатель Лоуренс Джофф. Его новая книга «Заброшенные священные места» описывает исследования гробниц, соборов, церквей, мечетей, синагог и похоронных комплексов всего мира, ставших жертвами времени и природы.

Лютеранская церковь в штате Монтана была построена в 1915 году и заброшена спустя 30 лет.

Джофф объясняет в интервью, что образы покинутых мест притягивают его не только своей эстетической составляющей: они дают шанс заглянуть в прошлое нашего мира. «Оказываясь в таком месте, невольно задумываешься о судьбах государств и народов, - рассказывает писатель, особенно отмечая покинутые синагоги в Европе.

Джофф трудился вместе с британским издательским домом Amber Books. Целью его работы было познакомить людей с подборкой религиозных достопримечательностей, от созданных руками человека до природных образований.

Вера и перемены

Места религиозного поклонения оставляют по разным причинам. «Они варьируются: перемена веры, завоевание, нехватка денег и, конечно, землетрясения и стихийные бедствия, - говорит Джофф. – К примеру, я был поражен, обнаружив, как много церквей оказалось затоплено водой».

Одна из самых неординарных фотографий писателя – романская церковь 14-го века. Ее колокольня поднимается над глубокими водами озера Решензее в Южном Тироле, Италия. Это неземной потусторонний образ, противоречащий мрачной истине.

«Нам она кажется похожей на сказку. Но не людям, которые когда-то здесь жили. Однажды им отдали приказ покинуть родную деревню и их любимую церковь», - говорит Джофф.

Озеро было искусственно создано в 1959 году. Итальянская деревушка, располагавшаяся в этой местности, оказалась намеренно затоплена водой.

Вьетнамская церковь не функционирует с 1996 года. Но ее остов и колокольня остаются нетронутыми.

Каждый уголок мира

В книге исследуется множество знаменитых и заброшенных священных мест, в частности, английский Стоунхендж украшает обложку спереди. Просматривая книгу, можно заметить храмовый буддистский комплекс Баган в Мьянме и гробницы Древнего Египта.

«Каждая фотография имеет свою историю. Интерес вызывают не только сами сооружения, но и сообщества людей, которые использовали эти объекты в качестве мест поклонения, - говорит автор. – В случае с Южной Америкой или Египтом это было также проявлением политической власти. Политика, владычество и религия – это зачастую три стороны одной монеты».

Аббатство Уитби было заброшено, после того как король Генрих VIII издал указ о секуляризации монастырей в 16-м веке.

Живая вера

Легко романтизировать заброшенные места, но Джофф также отмечает, что многие были построены ценой огромных человеческих жертв. А иногда они оказались покинутыми в результате войны, геноцида или другой трагедии.

Книга писателя начинается со стихотворения «Озимандия» Перси Шелли, отражающего влияние времени на здания. Если посмотреть с мрачной стороны, то эти места рассказывают о морали. Но также они могут поведать о вечности. Сила веры еще живет среди этих стен, даже если люди давно покинули здания.

Жизненный цикл

Джофф упоминает о пожаре в соборе Парижской Богоматери, который произошел после того, как была напечатана книга. Реакция всего мира, отмечает он, отображает хрупкость религиозных зданий, которые часто подвергаются изменениям, разрушениям и реновациям.

Боробудур является крупнейшим буддистским храмовым комплексом. Построен примерно в 824 году н. э.

«Отправляясь в церковь, вы можете увидеть, что у нее есть своя история неоднократных попыток разрушения, реконструкций и перестроений. Это повесть о том, как люди умеют и созидать, и разрушать», - объясняет писатель.

Места, которые изменили свою религиозную направленность, например соборы, преобразованные в мечети, и наоборот, не вошли в книгу, но тоже представляют интерес, по словам Джоффа.

Сокровищница Петры

Историк посетил большую часть достопримечательностей, упомянутых в книге, но, признает он, не все. Однажды он хотел бы это осуществить. Его фаворитами являются Тинтернское аббатство в Уэльсе и сокровищница Петры в Иордании.

В частности, последняя – незабываемый опыт. «Это настоящее приключение – прогуляться по длинному горному тоннелю, который через полтора километра внезапно заканчивается просветом. Вы оказываетесь в сокровищнице, хотя это некорректное название. В действительности это гробница, полная средневековых религиозных изображений, - вспоминает он. – В этом случае духовность места не очевидна, если не искать особенные знаки. Но без сомнений, вы получаете представление о великих цивилизациях, которые слились воедино».

Частные истории

Собирая информацию о заброшенных местах, Джофф проводил масштабные поиски в библиотеках и Сети. Это не всегда просто, отмечает он, выделить достоверные факты, особенно если речь идет о старинных зданиях. Различаются даты и числовые данные, кроме того, исторические теории постоянно обновляются.

В провинции Бамиан, Афганистан, участники движения "Талибан" разрушили два гигантских буддистских храма в марте 2001 года.

Как только автор убеждался в достоверности сведений, он компилировал их в емкие и информативные статьи: «Я стараюсь охватить основы: что за люди поклонялись здесь, как здания пришли в упадок и что-то еще, поскольку у каждого из них своя история».

Общие детали

В истории этих мест есть схожие мотивы, например смена режима, сделавшая объекты религиозного назначения ненужными. Во многих странах Восточной Европы, к примеру, церкви закрывались во времена коммунизма.

Синагога в Видине, Болгария, была покинута после Второй мировой войны, когда многие болгарские евреи оставили страну. После коммунистическое правительство планировало переоборудовать здание под другие цели, но этого так и не произошло. Вместо этого оно оказалось заброшенным после падения коммунистического режима.

Другой типичный случай – религиозные достопримечательности, служившие астрономическим целям, например Стоунхендж. «Поразительно, как древние, когда еще не было математики, сумели высчитать местоположение солнца. Становится понятно, насколько важной частью жизни обычных людей была природа. Сегодня мы принимаем это как должное, но храмы и священные места были также указателями времени. Важно, однако, не сгребать все в одну кучу», - отмечает Джофф.

Церковь Святого Искупителя на территории современной Турции была построена в 1035 году н. э., в эпоху багратидов. Она была заброшена в 18-м веке и практически разрушена двумя сильными штормами в 1955 году.

Больше всего, объясняет писатель, ему бы хотелось «миновать обобщения и погрузиться в частные истории каждого здания, изучить архитектуру и людей того времени». «Глядя на эти сооружения, чувствуешь их величие, но не всегда знаешь, что за ним стоит», - говорит он.

Заброшенные религиозные здания можно найти почти в любом городе нашей страны. Возможно, работа, проделанная Лоуренсом Джоффом, заставит вас взглянуть на них не только как на обшарпанные руины, но как на грустный памятник ушедшего прошлого, хранящий свои воспоминания.

Источник