Многие из нас не раз встречали в фильмах ситуации, когда главным персонажам приходилось проводить пересадку сердца. Но это кино, а что же в реальной жизни? Те люди, которые пережили столь сложную операцию, решили поделиться своей историей и рассказали, что их ожидало в жизни после выписки из больницы.
Александр Антонович, 30 лет, Пинск
Когда парню было 15 лет, от кардиомегалии умерла мать. Через пять лет не стало отца, причина та же. Потом отошли в лучший мир два старших брата. Суть в том, что сердце постепенно увеличивается в размерах, и в результате разрывается от давления.
В 25 лет у Александра появилась одышка. После УЗИ сердца оказалось, что у него та же болезнь, как у умерших родственников. Парню сделали пластику клапана, но увеличение органа продолжалась. Он не мог лежать - задыхался. Единственным выходом стала пересадка.
В декабре 2015 года Антоновича включили в лист ожидания. Донора для пересадки иногда приходится ждать не один месяц, тем более с редкой, четвертой группой крови! Но Александру повезло: уже 2 января 2016 года ему позвонили и сообщили, что вскоре проведут операцию. Ночью на 4 января в течение 12 часов ему делали трансплантацию. Оперировал кардиохирург Сергей Спиридонов.
"Я знаю, что мой донор погиб в крупной аварии. Но я не уточнял, кто это был, мужчина или женщина. Признаюсь, что на тот момент меня этот факт не интересовал. Да и о чем думать? Если человеку уже не помочь, то почему его органы нельзя использовать для других?", - поделился впечатлением мужчина.
"Организм первые 12 дней отторгал чужой орган. У меня ломили суставы, крутило ноги и болели колени. Первое время я находился в депрессии, но сейчас все наладилось. Я открыл ИП и сдаю квартиры посуточно. Я не изменился за эти два с половиной года, остался таким же, как и был раньше".
Зоя Саврицкая, 55 лет, Минск
В 1986 году как медработник попала в Чернобыль. Через год обнаружили заболевание сердца - внутри росла опухоль. В 2011 году оно остановилось.
"После трансплантации, которую делал Юрий Островский, я перенесла еще пять операций. 26 мая мне сделали первую операцию, а 30 июня - последнюю. В середине августа меня перевели из реанимации", - вспоминает женщина.
"Я знаю, что донором был мужчина. Я часто хожу в церковь и ставлю за него свечку. Как сложилась жизнь? До операции я много вязала, а теперь занимаюсь выращиванием цветов. Если ноги не болят, то занимаемся с супругом скандинавской ходьбой. В таком ритме я живу уже семь с половиной лет. Главное не забывать принимать лекарства, и все будет хорошо".
"Я рада, что живу и могу наслаждаться каждым прожитым днем", - добавила женщина.
Гиорги Саркисови, 34 года, Тбилиси
У Гиорги была девушка, которая работала в грузинском парламенте. Когда она узнала о его болезни, сразу начала собирать деньги на операцию, хотя мужчина был против. Люди перечислили 65 тысяч долларов, еще 70 тысяч дало государство. Когда мужчина приехал в Минск на пересадку, его сердце работало только на семь процентов.
Донором стал байкер, который разбился на мотоцикле в свой день рождения.
"Как мне сказали, донору было 38 лет. Мне предлагали посмотреть на его фото, но я отказался. Побоялся, что будет сниться всю жизнь. Когда я вернулся домой, то понял, что изменился. У меня стал другой характер, но отчего? Из-за лекарств или пересадки?", - рассказывает мужчина.
В больнице он познакомился с Кэти. Девочке 13 лет и ей пересадили сердце в Беларуси год назад.
"У меня есть дом в Грузии, но я собираюсь его продать и приобрести недвижимость в Минске. Я не знаю, когда будет следующая пересадка, ведь гарантия дается лишь на 25 лет. После трансплантации прошло уже четыре года, но я вспоминаю этот день, будто он был вчера. Я хочу получить вид на жительство, чтобы следующая пересадка была бесплатной", - добавил мужчина.
Валентина Николаевна, 63 года
Валентина Николаевна приехала из города Сафоново в Смоленской области. Три года назад ей было пересажено сердце, два месяца назад - почка.
"Терапевт направил на кардиограмму, и оттуда меня сразу увезли в больницу. Два года лечили, кололи лекарства, но диагноз поставить не могли, пока в областной больнице не определили кардиомиопатию, сказали, что спасти может только трансплантация", - вспоминает женщина.
"Там же мне дали телефон Центра трансплантологии. Я позвонила, и мне ответили, что готовы помочь, спросили, согласна ли я на пересадку органа. Если нет, то больше года-двух никто гарантий на жизнь не даст. Ждать пришлось восемь месяцев. Жила у родственников, на улицу почти не выходила. Очень тяжело было дышать. Мой донор был на 10 лет меня моложе".
Валентину Николаевну поставили в лист ожидания на пересадку почки, т. к. началась почечная недостаточность. Она снимала в Москве квартиру, ходила на диализ.
"В родном Сафоново я одна с пересадкой, там меня не то что наблюдать, дотронуться до меня боялись!", - смеется Валентина.
Иногда пересаживают девушке мужское сердце, и наоборот
На главной фотографии статьи изображен кардиохирург Сергей Спиридонов. В РНПЦ “Кардиология” операции по трансплантации сердца — обычное явление. Пересадки могут делаться нескольким пациентам одновременно.
При пересадке сердца врачи не стремятся специально делать разнополую пересадку. Женщины, как правило, весят меньше, чем мужчины. Есть высокая вероятность того, что женское сердце не перекачает объем крови при большой массе тела мужчины. А вот мужское сердце пересаживать женщине — надежный вариант.
В лист ожидания больной попадает только в случае, если прогнозируемая продолжительность жизни - год-полтора. Когда появляется донор, у которого такая же группа крови, масса тела, пол, как у реципиента, не старше 50 лет и есть иммунологическая совместимость с больным, то сразу же делается операция по трансплантации.
Как реагируют пациенты?
Не все больные, которые стоят в листе ожидания, готовы использовать второй шанс на жизнь. Есть те, кто паникует и просит подождать. Некоторые во время ожидания подхватывают инфекцию — это может быть обычная ОРВИ, но при ней операция противопоказана.
В первый год после операции реципиенты должны строго соблюдать рекомендации кардиологов, избегать людных мест, ходить в маске, принимать иммуносупрессивные препараты, которые выдаются бесплатно и препятствуют отторжению организмом нового сердца. Однако иногда пациенты так рады выздоровлению, что бросаются во все тяжкие, забывая о советах врачей.