В Православии насчитывается немало примеров чудесных явлений и исцелений людей от тяжелых болезней. Божественная сила приходит к нам через святые образы, водные источники, мощи великомучеников, руки и молитвы живых старцев-священнослужителей. К последним можно отнести отца Власия из Боровского монастыря. По сей день он являет чудеса людям, обращающимся к нему за советом и утешением.
В данной статье познакомимся с биографией старца и интересными фактами, которыми охотно делятся паломники. А также узнаем, как добраться до Боровского монастыря и как попасть на прием.
Биография
Власий (Перегонцев) (настоящее имя неизвестно) появился на свет в Смоленской области 8 февраля 1934 года. Рождение его само по себе считается чудом, так как его матери на тот момент было уже больше 50 лет. Семья его, несмотря на богоборческое время, была верующей. Бабушка носила сан схимонахини. Именно от нее внук перенял любовь к Богу.
После окончания школы юный Власий поступил в медицинский институт в Смоленске. В тоже время он дружил с девушкой, но скрывал от нее, что по вечерам посещает Успенский кафедральный собор. Однажды эта девушка в порыве ревности, думая, что он тайком ходит на свидания к другой, выследила его и доложила обо всем в ректорат. Началась настоящая травля. Молодой студент вынужден был уйти из института, не забрав даже документы.
Розыск и новое имя
Вскоре он вовсе сменил место жительства, уехав в Тамбовскую область, город Козлов, где встретил своего духовного наставника Илариона (Рыбаря). Они вместе отправились в монастырь Флора и Лавра (Закарпатье). Это была в некотором смысле вынужденная мера, потому как молодого студента, внезапно исчезнувшего, объявили во всесоюзный розыск.
После пяти лет пребывания в монастыре Перегонцев постригся в монахи. Тогда же он сменил имя на Власия (в честь священномученика Власия Севастийского). Далее он 11 лет служил келейником у своего духовника Илариона.
Возвращение в Смоленск
Во времена правления Хрущева на Православную церковь были гонения. Монастырь Флора и Лавра закрыли. Власию ничего не оставалось, как вернуться в Смоленск. Там в качестве регента и псаломщика он был принят в знакомый ему Успенский собор. Вскоре молодой монах сблизился с епископом Гедеоном (Докуниным), который рукоположил Власия в сан иеромонаха и иеродиакона.
В 1972 году религиозный путь привел его в Новосибирск, куда он отправился вслед все за тем же Гедеоном, уже получившим назначение управляющего Новосибирской епархии.
Боровский монастырь
Однако на этом скитания иеромонаха Власия не закончились. До Боровского монастыря он служил еще в храме Спасителя Иоанна (Тобольск). Однако там у него возникли разногласия с местным архиереем. Поэтому иеромонаху пришлось переехать в Тюмень. Но и там храм не стал его домом. И уже вскоре Власия направили в Белгородскую область, где архимандрит Серафим (Тяпочкин) постриг его в схиму (это отречение от всех мирских радостей). Имя его осталось тем же, только теперь его рукоположили в честь Власия Кесарийского.
Немного позже в 1979 году молодого схимника поставили священником в церковь Дмитрия Солунского, в деревню Рябушки (Калужская область). И лишь после недолгой службы здесь митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) благословил и назначил Власия духовником Пафнутьево-Боровского монастыря.
Немного истории
Новая обитель схиархимандрита в то время переживала этап возрождения после исторических волнений и перестроек. Свято-Боровский монастырь был основан в 1444 году преподобным Пафнутием. Для строительства была выбрана окраина города Боровска (Калужская область). Монастырь расположился в живописном месте: на возвышенности в окружении лесов, где недалеко река Истерьма впадает в Протву.
Изначально в Боровском монастыре была деревянная церковь. На ее месте в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор. Его расписывал известный в то время мастер Дионисий. Фрески содержали фрагменты жития преподобного Пафнутия. Однако спустя чуть более века собор по приказу царя Федора Блаженного был разобран, а вместо него возвели пятиглавый храм. Для его строительства использовали балки с росписью 15 века. Благодаря этому фрески Дионисия и другого известного иконописца Митрофана сохранились до настоящего времени.
В 16 веке Пафнутьево-Боровский монастырь был окружен каменным забором и превращен в пограничную крепость. В это время на территории были возведены еще один храм во имя Рождества Христова, трапезная, сторожевая и входная башни, звонница (позднее переделанная в колокольню).
Как крепость Боровский монастырь оказал сопротивление полякам в 1610 году, но был сожжен. За одну ночь здесь было убито пять тысяч человек. Среди них были и монахи. Тела захоронили на территории в двух братских могилах. После этого обитель не раз восстанавливалась, разрушалась и вновь восстанавливалась. Виной этому было Смутное время, война с Наполеоном.
Во второй половине 17 века здесь в темнице, в подвале одного из храмов Боровской обители сидел борец за старую веру протопоп Аввакум. Впоследствии он вместе со своей женой Анастасией был сослан в Сибирь. К слову, сегодня паломникам в качестве экскурсии предлагают заглянуть в эти самые подвалы и прикоснуться к истории Православной церкви.
Было время, когда религиозный комплекс потерял статус монастыря и использовался в качестве исправительной колонии, сельскохозяйственного техникума и краеведческого музея. И лишь весной 1991 года Боровский монастырь был передан Православной церкви. И именно в это время духовником здесь назначили отца Власия. Сегодня здесь, помимо монахов, живут трудники. Чаще всего это мужчины, вышедшие из тюрьмы и не имеющие своего жилья.
Интересные факты
- В Боровском монастыре отец Власий бывал еще до передачи его Православной церкви. В лунные ночи здесь слышались стоны, а местные жители утверждали, что видели призрак монаха. Все это связывали с военным историческим прошлым монастыря, а дух принадлежал якобы святому Пафнутию, который охранял обитель. Тогда отец Власий стал читать Псалтырь, и все странности прекратились.
- Немного позже на празднование дня Пафнутия Боровского (14 мая) неожиданно обвалился купол в храме Рождества Богородицы. Всем открылись фрески, которые еще в 15 веке создал иконописец Дионисий. Так началось восстановление собора. А возглавил работы и сам монастырь отец Власий.
- Еще известно, что схиму он принял от архимандрита Серафима (Тяпочкина) неслучайно. Отец Власий обратился к тому самому духовнику, что брал икону у "каменной" Зои в Куйбышеве. Известен случай, когда молодежь еще в советское время собралась у кого-то в доме. Начали танцевать по парам, а девушке Зое не достался партнер. Тогда она взяла икону Николая Чудотворца и стала танцевать с ней. Так она и застыла. Ни врачи, ни родные не могли сдвинуть ее с места. Лишь отцу Серафиму удалось освободить девушку из оцепенения. Вот к нему и обратился иеромонах Власий для пострига в схиму.
- Буквально с первых дней его появления в Боровске местные жители стали говорить, что новый игумен видит людей насквозь. Стоило ему только посмотреть на человека, и он уже знал, с каким вопросом и проблемой к нему обращаются. Паломники вспоминают, что не успевали произнести и слова, а уже получали совет.
- В первые годы пребывания в обители отец Власий выходил за ее пределы, чтобы погулять в лесу и порыбачить. Однажды его избили хулиганы. После этого игумен стал хромать.
- По словам все тех же паломников, к старцу приезжают известные люди, имена которых не разглашаются. Однако известно точно, что в свое время к отцу Власию в Боровский монастырь приезжал известный танцор балета Андрис Лиепа. Он даже крестил дочь у него. Некогда сюда приезжал и писатель А. Солженицын с женою. Правда, поездка эта происходила в сопровождении милицейского эскорта. Отца Власия на тот момент не было в монастыре, он пребывал на Афоне. А писатель просто собирал материал о России.
- Сам отец Власий скромно отзывается о своем даре. Прихожане прозвали его чуть ли не экстрасенсом, так как он видит и прошлое, и будущее людей. А настоятель говорит, что в свое время хорошо изучил иридодиагностику (определение заболеваний по радужной оболочке глаза). По его мнению, прежде необходимо лечить душу человека. Именно через нее все хвори и появляются.
Диагноз
В 1998 году отец Власий и сам столкнулся с тяжелым недугом. У него был диагностирован рак. Он не стал обращаться к традиционной медицине, а пошел своим путем. Настоятель оставил обитель и отправился на греческий Афон.
В Боровский монастырь отец Власий вернулся лишь через пять лет. Все это время он провел в затворе (уединении). Силой веры, любви к Богу и неустанных молитв ему удалось победить болезнь. По возвращении паломников у старца стало еще больше.
Настоящее время
Сегодня отцу Власию 84 года, а он до сих пор помогает обращающимся к нему людям. Известность о чудесном старце достигла практически всех уголков России и даже вышла за ее пределы. Этому способствовала не только людская молва, но и многочисленные статьи в СМИ.
Как попасть к отцу Власию в Боровский монастырь - один из самых наболевших вопросов страждущих. Ведь обитель мужская, жить на территории разрешено по правилам только духовникам, монахам и трудникам-мужчинам. Да и очередь к отцу Власию всегда немаленькая, примерно 100-200 человек ежедневно. Из-за такого большого наплыва людей монастырская гостиница переполнена, поэтому иногда паломникам разрешают ночевать в храме Ильи Пророка, либо местные жители приглашают к себе.
Прием
Прежде всего необходимо помнить, что прием у священнослужителя - это не обычный поход к доктору. Здесь нельзя вот так просто прийти с проблемой и тут же получить ее решение. Существует определенный путь, который должен преодолеть прихожанин.
За прием плату отец Власий не берет. Однако паломники все равно пытаются отблагодарить его. Кто-то продукты оставляет, а кто-то деньги в качестве пожертвований храму. Все эти дары потом идут на стол монахам, паломникам-трудникам и на другие нужды монастыря. По свидетельству прихожан, может понадобится больше недели, чтобы добиться официальной аудиенции с отцом Власием.
В Боровском монастыре, помимо старца, есть святой источник преподобного Пафнутия. Говорят, что купание в нем (не менее трех раз) укрепляет здоровье и исцеляет от недугов опорно-двигательной системы.
Также перед приемом следует исповедаться и поклониться иконе святого Пафнутия. Для этого хотя бы один день нельзя употреблять скоромную пищу. Исповедь и причастие проводит сам игумен в традиционной форме (после службы). Чтобы было легче собраться с мыслями, свои грехи можно написать на листе бумаги.
Как добраться
Только после этого в порядке очереди можно записаться к отцу Власию. Как попасть в Боровский монастырь - другой вопрос. Город, где расположена обитель, находится в 84 км от Москвы. Поэтому самый известный путь проложен из столицы. Добраться оттуда можно с Киевского вокзала на электричке или на автобусе. Также в 20 км от Боровска расположен город Балабаново. Там есть железнодорожные пути также Киевского направления.
По прибытии в город лучше обратиться к местным жителям. Там все, пожалуй, смогут подсказать, как попасть в Боровский монастырь, на каком транспорте и даже в какой день.
P. S.
Старчество в России появилось еще до революции. В богоборческие времена создавались тайные монастыри, где священнослужители принимали верующих, либо отчаявшихся и потерявших ориентир в жизни людей. Эта святая миссия продолжается и по сей день. Но сегодня в России Православная церковь уже имеет большое значение и влияние.
Старец Власий в Боровском монастыре - яркий пример такой самоотверженной любви и служения Богу. Уже много лет поток паломников к нему не уменьшается. И все получают утешение и помощь. Чудеса происходят в жизни обычных людей, в них только нужно верить.