Перед Пасхой люди задаются вопросом о том, когда именно нужно заняться выпечкой куличей и покрасить яйца. А также их интересует, может ли праздновать Светлое Христово Воскресение человек, который не соблюдал Великий пост? Вот как на это отвечают служители церкви. Они отмечают, что в первую очередь нужно обращать внимание на духовную сторону торжества, а не на внешнюю. А также напоминают о соблюдении необходимых правил безопасности, связанных с пандемией коронавируса.
Забота о безопасности людей
Как известно, первая заповедь Иисуса призывает любить Бога:
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим.
Вторая же говорит о любви к ближнему:
Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Апостол Иоанн объяснял, что две эти заповеди неотделимы друг от друга:
Кто говорит "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?
Святые отцы рассматривают любовь к ближнему в качестве фундамента, на котором построено здание любви к Богу. В связи с этим священники напоминают о том, что при посещении храма, не забывая о заповедях Христовых, нужно позаботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье прочих верующих наряду с духовенством. То есть необходимо выполнение всех санитарных предписаний, которые на сегодняшний день еще не отменены.
Поминание Евангельских событий
Священнослужители подчеркивают, что в Светлую Пасху главным является вовсе не суета, связанная с уборкой дома, не выпечка куличей и окраска яиц. Пасха является не состязанием между домохозяйками, а величайшим днем, в который вспоминают приход в земной мир Иисуса Христа с последующим его воскрешением из мертвых. Тем самым празднуется победа над смертью Богочеловека.
На Страстной неделе перед Пасхой все богослужения в православии посвящаются последним дням пребывания Иисуса на Земле, его мучениям и его беседам о Страшном суде и унаследовании Царствия Небесного.
Вспоминают о предательстве Иуды Искариота, об одиночестве Сына Божия, о его молитве в Гефсиманском саду, об осуждении на смерть на Кресте, об отречении от него самых близких из учеников. Во время церковных служб также говорится о пути на Голгофу, о распятии, смерти, погребении, пребывании во гробе и трехдневном сошествии в ад.
А в Светлое Воскресение православные верующие, приветствуя друг друга, провозглашают самую важную со дня сотворения мира новость: "Христос Воскресе!" Что подтверждают слова: "Воистину Воскресе!"
Об освящении яиц и куличей
Что же касается домашних хлопот, то они не могут быть соизмеримыми с тем, что в Страстную седмицу происходит в храмах. Однако Церковь понимает, что в жизни человека присутствует не только духовность, но и материальная сторона. Поэтому она дает возможность привнесения в наш быт красочных деталей, связанных с благой вестью о Воскресении Христовом. Отпраздновать ее нужно в доме, за столом, в окружении близких людей. Поэтому и принято красить яйца и освящать куличи.
При этом священнослужители рекомендуют делать это таким образом, чтобы не отвлекаться от молитвы. В связи с этим особое рвение на бытовом фронте является неуместным. Его следует притормозить и заняться возделыванием нивы собственного сердца. Нужно молиться как в домашних условиях, так и в храме, сходить на исповедь и принять участие в Таинстве причастия.
Нужно помогать нуждающимся, никого не осуждать, воздерживаться от гнева, никому не завидовать, не проявлять скупость и не заниматься празднословием. Червей, которые точат душу каждого из нас, довольно много, и каждый знает о своих собственных. Именно об этом нужно подумать в первую очередь, а отнюдь не о крашеных яйцах.
Для тех, кто не постился
Бывает, что люди в повседневной суете забывают и о соблюдении поста, и о посещении церкви на Страстной неделе, забывают, когда они исповедовались и причащались в последний раз. При этом они всегда находят причины для оправдания. Как же Всевышний отвечает на их пренебрежение в то время, когда он призывал их в храм? Будет он так же пренебрежителен, отлучив нерадивых от радости Христова Воскресения? Отнюдь нет!
Когда верующий отсутствует на самых важных из богослужений, не приходит на Божественную литургию, не причащается, то есть не принимает Тела и Крови Господних, он сам себя отлучает от Христа. Возможно, кому-то это покажется удивительным и несправедливым, но даже таких неистовых прихожан Господь не отвергает. Их он именует детьми "одиннадцатого часа". Речь идет о тех, кто пришел в храм не ранним утром, а всего лишь за один час до полуночи, почти в последний миг.
В процессе ночной службы, проходящей на Пасху, в церкви торжественно читают "Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста", которое является утешительной вестью для всех:
Любочестив сущий Владыка: приемлет последнего, как и первого... Потому-то все войдите в радость Господа своего... Богатые и убогие, друг с другом ликуйте. Прилежные и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь... Никто да не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее царство. Никто да не плачет о своих прегрешениях, ибо прощение от гроба воссияло. Никто да не убоится смерти: освободила нас Спасова смерть...
Таким образом, уравниваются все без исключения верующие, ведь любовь Христа - всеобъемлющая, действенная и жертвенная, стоящая выше земного представления о справедливости.