Петр Мамонов: биография, личная жизнь, творчество | Nastroy.net

23.09.2018 12:00

Петр Мамонов - рок-музыкант, творчество которого зародилось еще в прошлом столетии. Также он слыл актером и основателем культовой советской и российской группы. "Звуки Му" - так назывался его ансамбль. Несмотря на крайне авангардное творчество, музыкант широко известен на всем постсоветском пространстве. Биография Петра Мамонова интересна, а деятельность не прекращается по сей день - поэтому фанаты в его "полку" постоянно прибывают, охватывая самые широкие возрастные и социальные группы.

Ранние годы

Знакомство с ранней биографией Петра Мамонова дает возможность понять, что он был неординарной личностью чуть ли не с самого рождения. Сам артист мало рассказывает о детстве, но многочисленные воспоминания современников и друзей позволяют узнать об этом периоде очень подробно. Петр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве, в семье столичных интеллигентов - отец работал инженером, а мать переводчицей, специалисткой в области скандинавских языков. Детство будущего музыканта проходило в Большом каретном переулке - в том же дворе в свое время жили Мария Ермолова и Владимир Высоцкий. Благодаря отчиму лучшего друга по двору, который работал личным переводчиком Леонида Ильича Брежнева, Петя с самого детства имел доступ к заграничным музыкальным пластинкам. Уже в 6-7 лет он познакомился с творчеством Рэя Чарльза, Майлза Дэвиса и Чабби Чеккера, которое остается для него любимой музыкой по сей день. Автор биографии Петра Мамонова Сергей Гурьев в связи с этим отмечал:

Эта негритянская музыка заложила магический фундамент для последующего проявления в Мамонове животной, буреломной русской дикости.

Маленький Петр обожал танцевать, не стесняясь делать это всюду, где только вздумается. Красная запись "устроил в классе цирк" красовалась на страницах его дневников на протяжении всей школьной учебы, а из двух заведений его даже отчислили - за проделки, среди которых особенно запомнился взрыв возле кабинета химии.

В старших классах Мамонов собрал свою первую рок-группу под названием "Экспресс", в которую вошли друзья по двору - вместе они в очень искаженной форме исполняли песни из репертуара Led Zeppelin, The Beatles и The Rolling Stones. Юноша относил себя к субкультуре стиляг, однако зачастую прибегал к крайним формам эпатажа - например, носил ручку от унитаза в качестве серьги. Врожденная гиперактивность часто вынуждала молодого Мамонова провоцировать драки с другими неформалами - в частности, с хиппи, которых он открыто не любил. В одной из таких потасовок он получил серьезное ранение заточкой - была пробита грудная клетка, но врачам удалось спасти юношу, пребывавшего в коме и потерявшего большое количество крови.

Достигнув призывного возраста, Петя Мамонов притворился сумасшедшим и избежал армии, пройдя обследование в психиатрической больнице. Окончив школу, Петр сначала окончил полиграфический техникум, а затем поступил в Московский университет печати. Отучившись три года на редакторском факультете, он решил бросить учебу.

Биография Петра Мамонова в этот период состоит из сплошных пробелов - он стал очень много пить, часто менял места работы и, как казалось, навсегда оставил попытки стать музыкантом. За этот период Мамонов успел поработать наборщиком и корректором в типографии, переводчиком поэзии для сборников с английского, шведского и датского языков, заведующим письмами в журнале "Пионер", грузчиком, лифтером, кочегаром и даже массажистом в бане. Но бесконечная череда запоев в конечном счете оставила Петю безработным, практически нищим, не имеющим возможности время от времени купить кусок хлеба на протяжении нескольких дней. Только отсутствие денег позволило ему временно завязать с алкоголем, и в основном он занимался написанием стихов - в этот период их было создано около семидесяти. И вот, наконец, Мамонов пригласил к себе Артемия Троицкого, с которым познакомился в психиатрической больнице (он тоже избегал армии, притворяясь невменяемым).

На тот момент Троицкий уже стал известным музыкальным критиком, поэтому Петр решил исполнить ему свои недавно сочиненные песни. Вот как отозвался об этом Артемий Кивович в своей книге "Рок в Союзе":

Это было потрясающе смешно, сильно и необычно. Маниакально-напряженные польки-роки на одном-двух аккордах, исполненные с криками, хрипами вперемешку с молчанием.

Именно похвала Троицкого воодушевила к продолжению творчества Петра Мамонова - он решил создать свою рок-группу. В нее по итогу и вошли его младший сводный брат Алексей Бортничук, лучший друг Александр Липницкий и его знакомый Павел Хотин.

"Звуки Му"

В таком составе и возникла рок-группа, сделавшая из Мамонова не только известную, но и культовую личность. Поначалу группа выступала лишь на квартирниках и подпольных концертах, иногда совместно с московскими группами "Браво", "Центр" и ленинградскими "Аквариум", "Кино", "Зоопарк".

Первый большой концерт "Звуков Му" состоялся в 1984 году, в в трехсотместном школьном актовом зале. Выступление подробно описано Артемием Троицким в его книге Back in the USSR:

Петр оказался крайне буйным, эпилептическим шоуменом; представлял самого себя, но в немного гиперболизированном виде: смесь уличного шута, галантного подонка и беспамятно горького пьяницы. Он становился в парадные позы и неожиданно падал, имитировал лунатизм и пускал пену изо рта, совершал недвусмысленные сексуальные движения и вдруг преображался в грустного и серьезного мужчину. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Лето этого года, связанное с первыми творческими заработками музыкантов, прошло на даче Александра Липницкого - в репетициях, пробных записях, а также бесконечном употреблении алкоголя и различных наркотиков. В апреле 1985 года "Звуки Му" прошли прослушивание в состав еще только создававшейся московской "Рок-лаборатории" - организации, контролирующей деятельность советских рок-музыкантов, с разрешения которой они могли выступать на больших легальных концертах. За это рок-н-ролльное подполье Москвы объявило Мамонова предателем, но зрелые размышления и семейное положение музыканта не позволили ему рисковать и искать проблем, связанных с КГБ.

В мае 1985 года, после недавно введенного сухого закона, Петр оказался на грани смерти. Выпив все имеющиеся в доме одеколоны и духи, он и его собутыльник Владимир - младший брат Липницкого - распили найденный в кладовке растворитель. В результате сильнейшего отравления Владимир погиб, а Петр выжил, оставшись невредимым уже второй раз.

Летом 1986 года "Звуки Му" выступили на московском фестивале "Движение в сторону весны" - после концерта приехавшие из Ленинграда "Аквариум", "Алиса" и "Кино" были настолько впечатлены, что назвали коллектив Мамонова лучшей рок-группой Москвы. С 1987-го "Му" объездили с гастролями более 20 стран СССР, а в 1988 наконец записали дебютный музыкальный альбом "Простые вещи". В него вошли все основные хиты группы, такие как "Досуги-буги", "Шуба-дуба блюз", "Бутылка водки" и другие. Ниже можно увидеть живое исполнение песни "Союзпечать", которая тоже вошла в этот альбом.

Почти одновременно увидел свет и второй альбом - "Крым", который сами музыканты считают лучшим во всей дискографии "Му".

Международные гастроли и "Музыкальный ринг"

Осенью 1988 года у "Звуков Му" прошли первые гастроли за границей - музыканты дали концерты в Италии и Венгрии. Вернувшись на родину, Мамонов получил предложение о сотрудничестве от Брайана Ино, английского музыканта-экспериментатора и продюсера, с которым они познакомились еще в 1987 году, в гостинице "Интурист" во время визита Ино в СССР. Записав под его началом альбом "Zvuki Mu", включавший материалы "Простых вещей" и "Крыма", музыканты заключили с Ино двухлетний контракт на масштабный тур по Европе и на два тура по США. В промежутке между гастролями "Звуки Му" успели появиться в телепередаче "Музыкальный ринг" - по сути, это первое живое выступление группы в прямом эфире и с живым звучанием (ранее "Му" выступали в телемосте Москва-Ленинград, но пели под фонограмму).

Распад

Несмотря на стремительно растущую популярность "Звуков Му", случилось неожиданное. Вернувшись из США, Мамонов объявил, что больше не хочет продолжать деятельность группы. Дискография Петра Мамонова в классическом составе группы завершилась пластинкой "Транснадежность", включившей весь новый материал, написанный во время гастролей.

"Мамонов и Алексей"

Уже во время вторых гастролей по США Петр Мамонов решил отделить себя и брата Алексея Бортничука от коллектива, создав, таким образом, новый дуэт. Над названием он долго не думал - "Мамонов и Алексей" родилось как-то само собой. Именно этим проектом занялся музыкант, распустив "Му". Фактически дуэт просуществовал с 1989 года по 1994-й с выпуском за это время одного музыкального альбома, опять-таки, названного "Мамонов и Алексей" (1992).

"Отделение Мамонов"

Еще одним проектом Петра Мамонова на рубеже 80-х и 90-х годов стала собственная студия звукозаписи, которую музыкант назвал "Отделение Мамонов". Его идеей была студия, где могли записываться начинающие рокеры - он даже дал объявление в "Московском комсомольце" о поиске талантов. Но ничего не вышло - первых же музыкантов, появившихся на студии (среди них были Святослав Задерия и группы "Рада и Терновник", "Графика"), Мамонов буквально задавил своей критикой и сложными условиями работы под его постоянным надзором. В конце концов, студия превратилась в личное убежище Петра, где он запирался и музицировал в одиночестве. После записи альбома "Мамонов и Алексей", в 1992 году студия прекратила существование.

Возрождение "Звуков"

В 1993 году Мамонов присоединил к своему дуэту с братом басиста Евгения Казанцева и ударника Андрея Надольского, окрестив новый коллектив старым названием "Звуки Му". В этом составе был записан альбом "Грубый закат", совершенно не похожий на прежнее творчество группы, в связи с более высоким уровнем мастерства новых музыкантов. Но желавший абсолютной творческой свободы лично для себя, Мамонов зачастую покидал коллектив - то ради съемок в кино, то ради проектов с другими музыкантами. Например, в 1994 году Петр внезапно уехал в США, чтобы записать совместный кавер-альбом с давним другом Василием Шумовым. В 1996-м вышел альбом "Жизнь амфибий, как она есть", и на этом группа окончательно прекратили свое существование. Спустя время, Петр Мамонов по этому поводу сказал следующее:

Группа — сложнейший организм, и не каждый может позволить себе за ним ухаживать. Я потерял „Звуки Му“ именно потому, что не выстраивал отношения внутри коллектива, а пытался давить на всех сверху.

Актерская карьера

Первым фильмом Петра Мамонова стала картина "Игла" 1988 года - он исполнил небольшую роль торговца наркотиками. Однако настоящий актерский дебют состоялся в 1990 году, когда он исполнил роль Лехи - алкоголика и саксофониста в фильме Лунгина "Такси-Блюз". Эта картина помогла раскрыть в Мамонове новый талант - он даже был номинирован на премию "Ника" за лучшую мужскую роль.

В 1992 году Петр попробовал свои силы на театральной сцене - им был поставлен успешный спектакль "Лысый брюнет" с участием Олега Бабицкого и Дениса Бургазлиева. Второй постановкой этой троицы стал спектакль "Полковнику никто не пишет" по мотивам одноименного произведения Маркеса, однако он оказался неудачным и особого успеха у публики не имел. С 1991 по 2005 гг. музыкант исполнил еще несколько второстепенных ролей в различных фильмах и сериалах, но настоящим прорывом стала роль Петра Мамонова в фильме "Остров" 2006 года. Вновь Павел Лунгин решил пригласить его на главную роль в своем фильме и не ошибся - фильм получил очень высокие оценки критиков, став обладателем шести премий "Ника" и шести премий "Золотой орел". Следующей ролью музыканта стал Иван Грозный - и опять в картине Лунгина, которая называлась "Царь". За эту работу Петр Николаевич вновь получил премию "Ника" за лучшую мужскую роль.

Еще одной значимой ролью стал отец главного героя в одной из новелл фильма "Шапито-Шоу" 2011 года. На сегодняшний день последним фильмом с участием Мамонова является "Иерей-сан" 2014 года.

Сольное творчество

В 1997 году Петр Мамонов впервые вышел на сцену с моноспектаклем, который назывался "Есть ли жизнь на Марсе?" и был поставлен по мотивам одноактной пьесы Чехова "Предложение". На сцене постановка успешно шла до 2001 года.

В 1999 и 2000 году музыкант под именем уже не существующей группы "Звуки Му" выпустил два альбома с неизданными ранее материалами, которые назывались "Шкура неубитого" и "Набрал хороших на один компакт". Первая же новая запись после пятилетнего перерыва была выпущена в 2001 году. Альбом "Шоколадный Пушкин" вновь вышел под авторством "Звуков Му", несмотря на то, что Мамонов записал его самостоятельно. Одноименный моноспектакль был поставлен на сцене в том же году и успешно шел на разных сценах в течение четырех лет. В 2002 году музыкант выпустил пластинку "Электро Т", вновь именуя свое сольное творчество группой "Звуки Му". В 2003 последовали пластинки "Мыши 2002", "Зелененький" и "Великое молчание вагонов метро".

В 2004 году Мамонов - музыкант, поэт и актер - решил попробовать себя еще и в качестве писателя, и на прилавках книжных магазинов появилась книга с собранием его философской прозы под названием "Птица Зу". Впоследствии, с 2008 по 2011 гг. были выпущены 4 тома авторской прозы "Закорючки".

Последним сольным альбомом Мамонова под именем "Звуков Му" стала пластинка "Сказки братьев Гримм", записанная в жанре художественной декламации. На основе альбома музыкант планировал поставить моноспектакль, но в итоге от идеи отказался. В следующий раз он выступил на театральной сцене аж в 2012 году - с постановкой "Дед Петр и зайцы".

Апрель 2016 года в сольном творчестве Петра Николаевича был ознаменован первым выступлением в составе коллектива "Совершенно новые Звуки Му", который был собран годом ранее.

Отношение к религии

После распада классического состава "Звуков Му", Петр Мамонов оказался в глубокой депрессии и творческом тупике. Выйти из этого состояния ему помогло обращение к православию и относительное отшельничество в деревне. Роль в фильме "Остров" и вовсе превратила музыканта в некую, по словам Троицкого, "юродивую икону":

Когда фильм получил какое-то благословение от Русской православной церкви, в деревню, где он живет, потянулись хромые, слепые, сирые и убогие — в искренней надежде, что он их вылечит. Так что Петя сейчас находится в легкой осаде. Может быть, это паломничество уже проходит, но ситуация тяжелая. А с другой стороны, я не могу поставить Петру эту ситуацию в вину, потому что свою роль в фильме он сыграл честно, оттого такой иконой юродивой и стал.

Сам Петр Николаевич сказал, что если после просмотра фильма хоть один человек задумается и придет в храм - это уже станет для него огромной отдушиной в прежней грешной жизни.

Личная жизнь

В самом начале взрослого и творческого пути личная жизнь Петра Мамонова приносила ему одни лишь разочарования. Первая жена появилась у будущего музыканта еще во время учебы в университете - известно, что она родила от Петра сына, но, не прожив года, супруги разбежались. Следующей женщиной Мамонова стала художница Ольга Горохова - они некоторое время жили вместе в конце 70-х, но Ольга не выдержала тяжелого характера своего возлюбленного и оставила его. В 1982 году Петр женился во второй раз - на Ольге, танцовщице из кордебалета, которая и по сей день известна под фамилией Мамонова. У супругов двое сыновей.

После распада основных "Му", Ольга стала директором группы "Мамонов и Алексей", а затем и других проектов супруга. Она признается, что Петр - ее крест, но она готова нести его всю свою жизнь. Сам же музыкант не раз признавался, что только благодаря жене до сих пор жив и находит в себе силы творить и двигаться вперед.

Источник