Пленник или талисман? Иранец провел в терминале парижского аэропорта 18 лет | Nastroy.net

28.05.2019 12:41

Любой, проходящий через терминал № 1 аэропорта Шарля де Голля с 26 августа 1988 года по июль 2006 года, мог принять Мехрана Карими Насери за обычного пассажира, ожидающий рейс.

Он ждал своего рейса 18 лет, и покинул аэропорт не на самолете, а в карете скорой помощи. Сочетание законов и отсутствие документов сделало иранского беженца заложником аэропорта.

Из Ирана в Европу

Уроженец Ирана в 1973 году поступил учиться в университет Брэдфорда в Англии. В студенческие годы участвовал в протестах против шаха Резы Пехлеви. По возвращении в Иран в 1977 году Насери был арестован и выслан из страны за антиправительственную деятельность.

Насери приехал в Европу. Он переезжал из столицы в столицу, ходатайствуя о предоставлении статуса беженца, и везде получал отказ.

В 1981 году его просьба о предоставлении политического убежища от иранского режима была наконец удовлетворена Высшей комиссией Организации Объединенных Наций по делам беженцев в Бельгии.

Теперь Мехран Карими Насери мог претендовать на получение гражданства в одной из европейских стран. Сын иранца и британки, Насери решил в 1988 году отправиться в Великобританию, к родственникам матери.

Он добрался до Парижа, где его портфель с документами беженца был украден.

Из Франции в Англию... и обратно

Насери все равно сел на самолет до Лондона. Когда в аэропорту Хитроу Мехран не смог предъявить паспорт, его отправили обратно в аэропорт Шарля де Голля. Сначала французская полиция арестовала его за незаконный въезд. Депортировать его в другую страну не смогли, у него не было документов. Выпустить из аэропорта – тоже.

Так он стал пленником. Вместе с парижским адвокатом по правам человека Кристиан Бурже Мехран боролся за восстановление статуса беженца и возможность вылета в Лондон. В 1992 году французский суд постановил, что Насери легально въехал в аэропорт в качестве беженца и не может быть выслан из него.

Бюрократия вечна и непобедима

Суд не мог заставить французское правительство предоставить Насери визу беженца или транзитную визу и выпустить его из аэропорта.

Бурже и Насери попытались восстановить документы беженца, но бельгийцы отказались отправить их во Францию. По законодательству Бельгии Насери должен был получить их лично, чтобы миграционные власти могли быть уверены, что он тот же самый человек, которому они предоставили политическое убежище несколько лет назад. Кроме того, беженец, добровольно покинувший страну, принявшую его, не может вернуться в Бельгию. Круг замкнулся.

Через три года, в 1995 году правительство Бельгии позволило Насери вернуться и жить в Бельгии под наблюдением социального работника. Мехран отказался. Он сказал, что переедет только в Великобританию.

Печальная правда: после долгих лет борьбы за право покинуть аэропорт и подать заявку на гражданство, Насери боялся сделать это, когда представилась такая возможность.

Жизнь в терминале

Это рассказ о разбитых надеждах и бюрократии, о поездке по Европе в поисках пристанища, которая стала путешествием в душевный хаос и отчаяние. Это история человека, который нашел приемную семью в аэропорту Шарля де Голля.

Здесь он жил восемнадцать лет. Мехран Насери не выглядит беженцем, который спит на скамейке в аэропорту. Его одежда чистая, усы и волосы аккуратно подстрижены. Вещи аккуратно упакованы в потрепанный чемодан и стопку коробок Люфтганзы.

Сотрудники аэропорта помогают ему, как могут, и считают своеобразным талисманом.

"Аэропорт - это своего рода место между небом и землей. Он нашел здесь дом" - сказала Даниэль Изерман, пресс-секретарь аэропорта.

17 сентября 1999 года Насери получил международную проездную визу и французский вид на жительство. С ними он мог свободно покинуть аэропорт, и поселиться во Франции или вылететь в другую страну, которая его примет.

Мехран отказался подписать их, мотивируя отказ тем, что в документах указано иранское гражданство. Он хочет, чтобы оно было указано, как британское. Насери использовал этот повод, чтобы остаться в аэропорту Шарля де Голля. Он боится столкнуться с реальной жизнью за пределами терминала.

Жизнь в аэропорту в течение многих лет может иметь странные психологические последствия для человека.

В июле 2006 года Насери был госпитализирован. В январе 2007 года он покинул больницу и находился под присмотром отделения французского Красного Креста в аэропорту.

В 2007 году его перевели в приют для бездомных в Париже.

Источник