«Это как секс в презервативе» — таким выражением описывают обычно что-то малоприятное, далекое от ярких ощущений, скажем так. Именно поэтому поиск все новых средств контрацепции продолжается. Для тех, кто не хочет пить гормоны и использовать внутриматочные устройства, существуют спермициды — свечи или таблетки, которые вводят во влагалище непосредственно перед половым актом.
Спермициды — это вещества, которые разрушают сперматозоиды. Метод контрацепции для тех, кому хочется чего-нибудь негормонального и неинвазивного. Если отбросить гормональную контрацепцию, внутриматочные устройства и добровольную хирургическую стерилизацию, фактически остается выбор без выбора: спермициды, презервативы (мужские и женские), вагинальные диафрагмы и цервикальные колпачки.
История вопроса: от самых водорослей
Спермициды относятся к самым древним методам контрацепции. Японки использовали шарики из бамбуковой бумаги, мусульманки — листья ивы, женщины, живущие на островах Тихого океана, применяли морские водоросли. В египетских папирусах, датированных 1850 г. до нашей эры, упоминаются тампоны из меда, смолистых веществ и экскрементов крокодилов.
Соранус из Эфеса — первый признанный специалист по контрацептивным снадобьям в истории человечества. Он изучал медицину в Александрии, а практиковал в Риме. Благодарные потомки могут насладиться десятками рецептов, дошедшими до наших дней.
Соранус собственноручно изготавливал мягкую массу из орехов и фруктов (вероятно, очень кислых и спермицидных) и предлагал прикрывать маточный зев мягкой шерстью.
История современных спермицидов берет начало в далеком 1885 году. В аптеках Англии начали продавать контрацептивные пессарии из масла какао и сульфата хинина. В 20-х годах ХХ века в продаже появились шипучие таблетки с диоксидом углерода и фенилацетатом ртути. Уже через 30 лет появились вполне современные соединения, содержащие поверхностно-активные вещества, умеющие разрушать мембраны сперматозоидов: ноноксинол-9, октоксинол-9, бензалкония хлорид и менфегол.
В РФ применяют спермициды, содержащие бензалкония хлорид («Фарматекс», «Бенатекс», «Гинекотекс») и ноноксинол-9 («Патентекс Овал» и «Стерилин») в форме вагинальных таблеток, свечей или крема.
Как это работает
Принцип действия очень простой: спермицид надо ввести во влагалище перед каждым половым актом и терпеливо ждать. Очень важно выдержать время до начала контакта, чтобы вещество полностью растворилось и «приступило к работе». Самые медленные — таблетки: их вводят не позднее, чем за 8-10 минут до начала полового акта. Свечи начинают работать примерно через 3 минуты, крем — через 1-3 минуты.
Конечно, чтобы не оказываться в ситуации «подожди, дорогой, еще таблетка не запенилась», вещество можно ввести заранее.
Однако если начало полового акта затягивается, придется ввести дополнительную дозу препарата. Ноноксинол-9 обновляют каждый час, препараты с бензалкония хлоридом в этом плане гуманнее: новую вагинальную таблетку стоит ввести, если контакт отложился на 3 часа, капсулу или свечу — через 4 часа, новую дозу крема вводят, если романтическое свидание отложилось на 8–10 часов. При этом не надо стремиться как-то «вымыть» предыдущую порцию спермицида.
Самое главное правило: одна порция спермицида — один половой контакт. Даже если в инструкции написано, что крем сохраняет спермицидную активность целых 8 часов, это не значит, что вы получили 8 часов свободы. Перед каждым новым сношением необходимо ввести новую дозу контрацептива.
Преимущества спермицидов совершенно очевидны: простое в использовании, не слишком дорогое негормональное средство, которое легко купить в аптеке без рецепта. Собственно, на этом бонусы заканчиваются и начинаются не слишком радужные детали и подробности. И речь даже не о том, что кого-то может раздражать пена, а кому-то не нравится вкус хлорида бензалкония.
Основная проблема спермицидов — невысокая контрацептивная эффективность. При идеальном применении показатель Перля (коэффициент неудач) составляет 18%.
Это довольно грустная цифра, потому что даже совершенно ненадежный прерванный половой акт при идеальном применении способен дать всего 4% неудач. Кроме того, спермициды оставляют широкий простор для пользовательских погрешностей, что при типичном применении дает уже 28% неблагоприятных событий. Сравните эту цифру с 22% неудач при типичном использовании прерванного полового акта, и картинка становится совсем печальной.
Вторая разбитая надежда — возможность профилактики ЗППП при помощи спермицидов. В экспериментах все выглядело волшебно. Спермициды бойко разрушали мембраны не только сперматозоидов, но и большинства известных возбудителей половых инфекций, включая ВИЧ. Однако при проведении клинических испытаний оказалось, что ни ноноксинол-9, ни бензалкония хлорид не способны оказать никакой серьезной защиты.
Более того, применение спермицидов повышает риск заражения ВИЧ-инфекцией за счет раздражения слизистой оболочки влагалища.
Повреждения (деэпителизация) слизистой при отсутствии воспаления могут давать крайне неприятные симптомы в виде жжения и зуда и прочего вагинального дискомфорта. Обычные презервативы по-прежнему остаются единственным защитным барьером на пути половых инфекций.
К хорошим новостям следует отнести отсутствие системного эффекта (через слизистую влагалища всасывается ничтожное количество действующего вещества), поэтому спермициды не вызывают пороков развития плода в случае неэффективности или при использовании во время беременности. К плохим — возможные аллергические реакции, которые встречаются в 1-5% случаев.
В настоящее время считается доказанной способность спермицидов повышать частоту инфекций мочевых путей (циститов) и изменять пейзаж вагинальной микрофлоры. Спермициды не стоит применять тем, для кого беременность совершенно неприемлема или опасна. Существует достаточно широкий выбор более надежных методов. Спермициды можно сочетать с диафрагмами или цервикальными колпачками — это делает защиту более надежной.
Спермициды можно использовать тем, кто имеет редкие нерегулярные контакты и не нуждается в защите от ИППП.
Спермициды — это лучше, чем ничего, потому что любой метод контрацепции лучше, чем полное игнорирование.