Если вы когда-нибудь испытывали наслаждение от несчастья другого, вы испытали то, что немцы называют «злорадство».
В очередной статье журнала «Новые идеи в психологии» утверждается, что существует три подтипа злорадства, часть из которых может оказаться морально более оправданной, чем другие. Люди могут испытывать радость от чужой боли из-за искреннего стремления к справедливости, пишут исследователи в следующем номере журнала. Также люди могут быть мотивированы мелкой личной ревностью.
Общая нить дегуманизации
По словам ведущего автора исследования Шэньшэна Ванга, аспиранта по психологии в Университете Эмори в Атланте, то, что связывает все эти подтипы, является общей нитью дегуманизации.
«Когда мы не воспринимаем других как людей, когда мы дегуманизируем других, мы обрезаем связь между нами и человеком, который испытывает несчастье», - сказал Ванг в интервью Live Science.
Типы злорадства
Ванг впервые заинтересовался концепцией злорадства в человеческих отношениях несколько лет назад, когда он исследовал, как дети испытывают зависть и конкуренцию. Ванг сказал, что Шаденфройд был более ранним исследователем зависти, но обнаружил, что ученые склонны определять его по-разному. Некоторые, например, считали, что эмоции основаны на справедливости, так как люди иногда сообщают, что они чувствуют себя более злорадно из-за высоких достижений, чем из-за средних. Возможно, люди хотят наказать других, если они думают, что те заслуживают возмездия.
Но чувство злорадства возникает не только тогда, когда кто-то, похоже, заслуживает этого. По словам Ванга, люди также испытывают эмоции от таких вещей, как спорт, например, получая удовольствие, когда соперничающая команда терпит поражение.
Другие исследования намекали на то, что люди могут испытывать злорадство вместе с завистью или что они могут быть наиболее склонны к злорадству, когда жертвой несчастья был «другой» - кто-то не такой, как они.
Ванг утверждает, что все эти ученые изучают различные типы злорадства, у каждого из которых есть своя мотивация. Первая мотивация - это социальная справедливость, связанная с желанием людей добиться справедливости и наказания правонарушителей. Второй тип мотивации - агрессия, - проводит черту между «нами» и «ними» и укрепляет социальную идентичность человека, ощущающего злорадство как члена группы. Третья мотивация - соперничество - возникает, когда человек, испытывающий злорадство, мотивирован личной завистью и злобой.
Темная сторона человечества
До сих пор не было исследований, пытающихся определить подтипы злорадства.
Однако есть свидетельства того, что это чувство может зародиться еще в детстве - возможно, уже в 2 года. В одном исследовании 2014 года ученые провели эксперименты, чтобы выявить злорадство у 24-месячных детей. В одном случае ученые попросили мать читать книгу для себя, в то время как ее ребенок и его сверстник играли. Через 2 минуты мама «случайно» проливала воду на страницы своей книги. Во втором случае мать делала то же самое, но прижимала к себе друга своего ребенка, заставляя его завидовать этому вниманию.
Исследователи обнаружили, что ревнивые дети были более довольны пролитой водой, чем дети, которые не испытывали ревность. Вероятно, это было раннее проявление злорадства, сообщили исследователи в журнале PLOS One.
«Люди показывают индивидуальные различия в том, как они испытывают злорадство», - сказал Ванг. Эмоции чаще встречаются у людей с высоким уровнем психопатии (черствый и безразличный), макиавеллиевских черт (интриги), нарциссизма (самообман) и садизма. Но, по словам Ванга, злорадство широко распространено среди людей во всех сферах, от политического соперничества до спорта.
«Я думаю, что эта эмоция может пролить свет на некоторые из темных сторон нашего человечества», - сказал он.