Почему не имеет смысла бояться смерти? | Nastroy.net

07.04.2017 23:54

О теме, указанной в заголовке статьи, речь пойдет немного позже. Для начала необходимо задуматься об истории, главной героиней которой стала Рейчел Долезал. Многие считают, что бывший президент Спокана (Вашингтон), а также глава Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения – мошенница. Другие считают, что Долезал ничем не отличается от Кейтлин Дженнер, 65-летней женщины, которая до недавних пор была известна как Брюс Дженнер и была мужчиной. Единственная разница между этими двумя людьми заключается в том, насколько общество готово принять то, что они ему предлагают.

История Долезал

Когда правда о Долезал раскрылась, обе стороны спорили друг с другом очень пылко и активно. Однако наиболее интересным аспектом этого скандала стало то, насколько обозленным и страстным оказалось человечество по отношению к странной истории «трансрасовости» одной женщины. Обманщики и мошенники носят самые разные маски, чтобы показать себя с той стороны, которая будет выгодна им, и Долезал выбрала для себя конкретную расовую идентичность, чтобы подать в суд на Университет Говарда, а затем еще одну, чтобы начать свою карьеру в академических кругах. Если можно так сказать, это история расовой мошенницы, у которой буквально имеется два лица. Но почему же двуличие является настолько морально вопиющим, когда речь заходит о расе?

Права ли она?

Те люди, которые говорят, что Долезал виновата в присвоении себе чужой идентичности, могут оказаться правы. И ее обман в действительности может быть порожден беспрекословными привилегиями белых людей. Однако эти обвинения опираются на распространенную концепцию личной идентичности, которая может оказаться фальшивой и при этом вызывать негативных эмоций касательно собственной смерти больше, чем их должно быть.

Парфит и его суждения

Дерек Парфит, философ из Оксфорда, думает, что представление людей о себе основывается на фундаментальной ошибке. Естественный способ, с помощью которого люди толкуют собственную идентичность, является цельным, глубоким и довольно устойчивым набором жизненно важных качеств, который сохраняется на протяжении многих лет. Так что когда вы смотрите на свои младенческие фотографии, вы можете истолковывать определенные выражения лица как проявление той или иной черты характера, которая у вас сейчас имеется, или даже как проявление вашего духа. Долезал утверждает, что она использовала коричневый, а не персиковый мелок, когда рисовала себя в детстве. В этом вся суть данной теории.
Или же, например, когда вы представляете себя через определенный промежуток времени (от десяти до сорока лет), у вас в голове появляется довольно определенный и конкретный образ того, как вы будете выглядеть, - это человек, который испытал ряд новых, однако пока что вам неизвестных впечатлений. Ключом при представлении себе «себя» в настоящее время по сравнению с «собой» в прошлом или будущем, является понимание того, что все эти личности являются единым целым. Вы являетесь собой на протяжении всей своей жизни. Вы пройдете через неизбежные трудности и испытания, у вас, возможно, будет даже трансформационный опыт, но вы все равно останетесь собой от начала до конца.

Особенности теории Парфита

Парфит считает такой подход неправильным. Ваши личности не обязательно должны быть между собой связаны. Двухлетний, двадцатилетний, сорокалетний и девяностопятилетний вы можете иметь определенные психологические связи (воспоминания, желания, предпочтения, склонности) и можете смело сказать, что ваши личности родственны друг другу. Но с учетом того, что могут произойти физические изменения тела, случиться проблемы с памятью и разнообразные реориентации, нет смысла думать о себе как об одной и той же личности, движущейся сквозь время. Это ряд более-менее связанных между собой личностей, а не одна конкретная особа.

Как относиться к этой истории?

Предположим, что Долезал абсолютно честна в своих заявлениях о том, что она чувствует себя темнокожим человеком и не использовала этот ход исключительно для получения прибыли или какой-либо выгоды. Что, если она на самом деле чувствует себя «черной»? Почему нельзя допустить, что разнообразные впечатления в ее жизни, такие как четверо темнокожих братьев и сестер, а также темнокожий бывший муж, привели к тому, что она начала идентифицировать себя с темнокожим человеком? Почему ее действия оцениваются с генетической точки зрения? Не кажется ли это странным в эпоху, когда раса воспринимается не как биологический факт, а как социальный образ? Эта статья предназначена не для того, чтобы критиковать Долезал за то, кем она себя чувствует, а лишь за публичный акт обмана (если он действительно имел место), однако это уже совсем другая история. Пришло время выполнить обещание и вернуться к заголовку. Как концепция Парфита о личной идентификации может привести к уменьшению страха смерти?

Парфит и отношение к жизни

Парфит признает, что некоторые люди могут быть удручены и расстроены признанием того, что кто-то обладает стойким духом. Однако сам Парфит считает подобную мысль «освобождающей и утешительной». Он пишет: «Ранее я был заточен сам в себе. Моя жизнь казалась мне стеклянным туннелем, сквозь который я двигался с каждым годом все быстрее и быстрее, а в конце этого туннеля была лишь тьма». Но после длительных философских размышлений все изменилось: «Когда я изменил свои взгляды, стены стеклянного туннеля внезапно исчезли. Я живу под открытым небом. Естественно, между моей жизнью и жизнями других людей все еще есть разница. Но она становится все меньше. Другие люди становятся ближе. Я меньше озабочен своей дальнейшей жизнью и больше интересуюсь жизнью других».

Парфит и отношение к смерти

Как же Парфит смотрит на смерть сейчас? Он пишет, что, в соответствии с его прежними взглядами, он гораздо больше заботился о своей неминуемой смерти. После его смерти на Земле не осталось бы человека, который был бы им. Но теперь он может взглянуть на этот факт с другой точки зрения. Хотя позже в его жизни будет множество впечатлений, ни одно из них не будет таким, как сейчас. В результате смерть конкретного человека – это просто отсутствие у него связи с его будущими впечатлениями. Если смотреть на проблему с этой точки зрения, то смерть уже не кажется страшной, и нет смысла ее так бояться.

Источник