Гуляя по исторической части Дрездена, можно увидеть странное здание, которое уже много лет является достопримечательностью города. Издалека несведущие туристы принимают его за мечеть, но это ...табачная фабрика Yenidze, построенная на заре прошлого века. Многих волнует вопрос, почему ее хозяин был настолько оригинален, что решился на такое странное строительство. Но как оказалось, предприимчивый автор идеи и по совместительству владелец производства таким экстравагантным способом убил, как минимум двух зайцев сразу.
История оригинального здания, расположенного в одном из исторических центров Дрездена, (Германия) началась в далеком 1909 г. Торговец табаком Хуго Цитц (немец с еврейскими корнями), уже более 20 лет занимавшийся импортом табака из Греции решил построить фабрику по производству сигарет, ведь его бизнес процветал и требовал расширения мощностей. Но, несмотря на финансовые возможности торговца построить ее в Дрездене было практически невозможно.
По сведениям авторов Novate.Ru, местные законы категорически запрещали строить какие-либо производства в черте города. Перед Хуго (Hugo Zietz) предстала дилемма – либо выносить производственные мощности подальше от населенного пункта, либо ...замаскировать свою фабрику под приемлемый для Дрездена архитектурный объект, который бы не одним своим элементом не напоминал завод.Недалеко от фабрики Йенице (Yenidze) расположен Старый город, на территории которого расположена резиденция саксонских королей, поэтому строить индустриальные объекты в этом районе категорически запрещено.
Естественно табачный делец решил выкрутиться и выбрать второй вариант развития, благодаря чему архитектура Дрездена пополнилась необычным объектом, который вызвал бурю возмущения и протестов. Но это ничуть не смущало табачного магната, а совсем наоборот, привлекало еще больше внимания, а вот архитектор, к которому он обратился, был исключен из гильдии архитекторов Германии.
Автору проекта Герману-Мартину Хаммицшу маститые коллеги не простили столь неординарное детище, которое нарушало все общепринятые нормы и каноны градостроительства. Но это было потом, а вот в самом начале архитектору очень понравилась идея строительства фабрики в виде мечети, ведь некоторые элементы мусульманских культовых сооружений стали идеальной маскировкой для печных и вытяжных труб, которые не могли не присутствовать на производстве. Несмотря на то, что Хаммицш никогда вживую не видел настоящие культовые сооружения мусульман, этот необычный объект он мастерски спроектировал, глядя на изображения мечетей из Андалусии и Каира.
Учитывая увлеченность автора проекта всем экзотическим и неординарным, при строительстве этого здания он решился на создание несущих железо-бетонные конструкций, которые до него еще никто в Германии не применял. Помимо этих «вольностей» стиль оформления тоже выбивался из общей архитектурной картинки города, ведь в стране еще не было ни одного сооружения оформленного в мавританском стиле, тесно переплетенного с модерном.
При общей высоте фабрики-мечети 60 метров, 20 из них щедро украшены цветным стеклом, оригинальной мозаикой из кафеля, цветным бетоном, а для отделки остальной части фасада использовались гранит и искусственный песчаник. Благодаря обилию окон и полностью стеклянному куполу преобразился не только внешний вид здания, но и внутренне пространство помещения, ведь в него попадает достаточное количество дневного света, что поспособствовало созданию более комфортных условий труда и экономии электроэнергии.
И это еще не все инновационные идеи, привнесенные в проект Германом Хаммицшом: у основания купола решили прикрепить уникальную по тем временам неоновую вывеску — «Salem Aleikum». Это название марки сигарет, которые выпускает компании Hugo Zietz. По окончании строительных и отделочных работ новый архитектурный объект не просто повторял роскошь убранства восточных культовых строений, но и очень выгодно выделялся на общем фоне городских построек своей неординарностью и новшествами, которые были применены в этом проекте впервые в истории немецкого градостроительства.
Всего лишь через 2 года табачная фабрика начала свою трудовую историю, которая была весьма успешной как для владельца компании, так и для рабочих. Как оказалось, Yenidze несколько десятилетий считалась самым престижным предприятием, в котором очень много было сделано для создания комфортных условий труда. Благодаря удачной планировке цеха получились очень светлыми и просторными, причем в них ежедневно поддерживался идеальный порядок. Помимо этого к услугам работников фабрики под стеклянным куполом была организована довольно вместительная столовая с удобными креслами и террасой на крыше, где они могли пообедать и с комфортом отдохнуть во время перерыва.
К сожалению, такую идиллию прервали бомбежки во время Второй мировой войны, именно тогда треть здания была полностью разрушена. Конечно же, табачную фабрику в мирное время восстановили, но с 1953 г. ее помещение использовалось в качестве хранилища сырого табака. Лишь в 1990 г. объект был полностью отреставрирован и с тех пор его площади сдаются под офисы, а на крыше с оригинальным стеклянным куполом обустроили ресторан. На фабрику-мечеть как в старые добрые времена снова повесили неоновую вывеску, только теперь там красуется новая надпись — Yenidze, как и называется компания Хуго Цитца.
Идея создания архитектурных объектов, которые своим внешним видом пытаются обойти законы или обмануть противника, совсем не нова. В истории человечества время от времени случаются такие курьезы, но больше всех в этом искусном обмане преуспели американцы. Их киношные и театральные декораторы умудрились построить более 30 бутафорских населенных пунктов,пытаясь замаскировать свои промышленные гиганты.