Почему видимость принимается за сущность | Nastroy.net

21.06.2017 23:11

 

Я росла в переломных 90х в России, мое отрочество пришлось на «нулевые», тогда в российской глубинке никто не понимал, что такое интернет, а наличие ПК было восьмым чудом света, и конечно, понятие социальных сетей еще не существовало.

Скачок в развитии IT происходил на моих глазах и я помню, как посещение социальных сетей считалось пустой тратой времени, а спустя каких-то 5 лет они тотально завладели умами молодежи.

Мои друзья и приятели открывались с других, мною неизвестных, сторон, некогда скромные и сдержанные молодые люди превратились в «эксгибиционистов» и «нарциссов».

Будучи студентом психологического факультета, я всегда интересовалась природой этой метаморфозы. Благодаря профессиональной деятельности, коллегиальным дебатам, обучающим лекциям и прочитанным книгам у меня сформировалось несколько идей, которым я хочу посвятить данную статью.

Почему социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни?

Почему видимость принимается за сущность?

Почему такие слова, как «хэштег», «лайк», «репост» употребляются в нашей речи чаще, чем «прогулка», «беседа», «комплимент», «открытка»?

Почему сделать и продемонстрировать фото в соцсетях важнее, чем ПРОЖИТЬ этот исключительный момент своей жизни с близким человеком? 

 

Свое видение проблемы я продемонстрирую на основе структуры личности в гештальт-подходе. В своей статье «Динамическая концепция личности в гештальт-терапии» Даниил Хломов трактует на основе Змея-Горыныча.

Три головы как метафора трех линий развития личностных расстройств в соответствии с типом личности, а именно:

невротическая,

шизоидная

и нарциссическая.

Таким образом, наше реагирование зависит от преобладания той или иной «головы». 

Так, невротическая составляющая склонна тревожиться и боятся быть покинутой, шизоидная  анализирует и имеет трудности в установлении привязанностей, тогда как нарциссическая пытается возвыситься и быть значимой.

Для того чтобы личность не была дезадаптирована, эти части должны иметь способы выражения себя и отсутствие блокировки одной или нескольких из них.

Таким образом, человек адаптирован, когда осознает все свои части, способен удовлетворять потребности каждой из них в соответствии с жизненной ситуацией. 

Что мы видим в среде?

До 1991 года политический строй был таков, что невротическая личность чувствовала себя комфортно, так как это было аутентично ее потребностям, например, желание быть в слияние с другими, отсутствие ответственности за свои поступки и решения, избегание отделения.

Но времена изменились, сейчас мы видим огромное количество слоганов, которые провозглашают стремление «не быть как все», бросать и обесценивать то, что поколениями ранее было важной составляющей жизни, достигать своих целей (неважно какие способы и оправдывают ли их цели), стремиться к мечте, которая стала носить несбыточный характер.

Это привело к тому, что успешность становится синонимом счастья, достижение цели обесценивается в том самый момент, как цель становится достигнута, все накопленное (семья, друзья, образование, карьерные достижения, имущество) превращается в данность, что-то само собой разумеющееся, и эта гонка за мечтой превращается в бег по кругу.

В результате, невротическая составляющая блокируется, так как чувствовать, тревожиться и бояться запрещено - ведущей становится «нарциссическая голова», которая обесценивает отношения, отрицает наличие проблем, проецирует их на окружение (пример, «никто меня не понимает, потому что я особенный»), утрачивается способность к сопереживанию. Блокировка чувствительности, наличие избегания проблем и отношений шизоидной части играет на руку первой.

Исследуя этот феномен, я ужаснулась от того, как часто встречается данная проблема у современной молодежи, и я не исключение.

Так как «нарцисс» не мыслит своей жизни без референтной группы, то есть части людей, которые признают его величие и будут его подпитывать, и группы тех, над кем он возвысится, он стремится сближаться с людьми и тут же их отталкивать, окружать себя ими, но не формировать устойчивые связи.

 

Такие люди не способны создавать эмоционально близкие отношения, не способны чувствовать боль другого человека, они беспрестанно испытывают стыд, вину и зависть, а также непреодолимое желание привлечь к себе внимание.

 

И тут на помощь приходят социальные сети, где можно приукрасить, подделать, показать исключительно моменты своей успешности, значимости и даже грандиозности. Мы можем наблюдать бесчисленное множество фотографий с комментариями о том, как хорошо провели время, какое повышение получили, какую приобрели авто или на какой лазурный пляж съездили и нетерпеливое ожидание одобрения со стороны «друзей».

Безусловно, ответственность за формирование акцентуации по нарциссическому типу и личностных расстройств лежит и на семье.

Но как мы знаем, политические и социальные перестройки существенно влияют на ситуацию в семье. Так, сторонники психодинамического подхода приписывают формирование данного расстройства холодным, отвергающим родителям.

«Перестройка» в СССР и как следствие «развал» послужил серьезным стрессовым факторам, когда молодые родители старались выжить в новых, агрессивных условиях, а неспособность жить в состоянии неопределенности и незащищенности могло быть причиной холодности и требовательности к ребенку.

Поколение наших родителей не знало понятий связанных с удовлетворением своих потребностей, семьи образовывались быстро, часто необдуманно и надолго. И так как невротическая личность с трудом способна решиться на развод и перемены, семьи сохранялись, дети росли в атмосфере скандалов, нелюбви и были предоставлены сами себе.

Вырастая, такие люди всю жизнь пытаются защищаться от чувства неудовлетворенности, неприятия окружающих, несостоятельности. Такая личность будет дезаптировна в условиях, когда их полезность будет под вопросом, например, увольнение, болезнь будут воприниматься катастрофой.

«Нарцисс» адаптирован пока функционален, лишившись ее, жизнь теряет всякий смысл.

Решение таких проблем должно начинаться с их принятия и дальнейшего высвобождения других «голов» личности с помощью психотерапевтических мероприятий.

Например, принятие своего стыда, страха своей никчемности, обучение просить о помощи, проявлять благодарность и осознание самого главного, что эта исключительность надумана и является частью иллюзорных умозаключений.

Ведь мы всего лишь люди, мы такие же, как все. опубликовано econet.ru

 

Автор: Самойлова Татьяна специально для эконет.ру

 

Источник