Эрих Зелигманн Фромм, годы жизни которого 1900-1980, являлся немецким социологом, философом, социальным психологом, психоаналитиком, представителем Франкфуртской школы, одним из основателей неофрейдизма. В своих работах в числе прочего он писал и о проблемах любовных отношений.
Фромм отмечал, что любовь является активным действием, а не пассивны понятием. В общем виде активный характер этого чувства можно представить в виде утверждения, что оно прежде всего означает отдавать, а не брать. Когда мы любим, мы хотим ощущать единство с партнером, а для этого необходимо взаимопонимание, тесно связанное с искусством слушать и слышать друг друга. В связи с этим Эрих Фромм предлагает шесть правил слушания.
Опыт должен быть услышан, а творческими идеями нужно делиться
"Опыт появляется только тогда, когда о нем говорят, - написала философ Ханна Арендт, размышляя о том, как язык придает реальность существованию. - И если не сказать о чем-то, то этого для тебя как бы и не существует. Но если об опыте говорят, что он еще не услышан, половина его реальности разрушается и нарушается определенная гармония".
Об этом писал и великий физик Дэвид Бом в своем трактате о парадоксе общения: "Если мы хотим жить в гармонии с собой и с природой, нам нужно иметь возможность свободно общаться, делиться своими творческими начинаниями, предлагая свои собственные идеи".
Слушание - это искусство, подобное пониманию поэзии
Что касается Фромма, то он рассказал об искусстве слушать, впервые поведав об этом на семинаре 1974 года в Швейцарии, стенограмма которого на 400 страницах была в конечном итоге адаптирована к посмертному изданию его книги, которая так и называется "Искусство слушать".
Эрих Фромм утверждает, что слушание является "искусством, подобным пониманию поэзии", и, как и любое искусство, имеет свои правила и нормы. Опираясь на собственную полувековую практику терапевта, Фромм предлагает шесть руководящих принципов для овладения умением понимания других людей.
Правила Эриха Фромма
Они состоят в следующем:
- Основное правило для занятий этим искусством - полная концентрация слушателя.
- У него не должно быть в этот момент ничего более важного, он должен быть максимально свободен как от беспокойства, так и от каких-то собственных соображений корыстной заинтересованности.
- Он должен обладать свободно работающим воображением, которое достаточно конкретно, чтобы быть выраженным словами.
- Он должен быть наделен способностью сочувствовать другому человеку и достаточно силен, чтобы воспринимать опыт другого, как если бы он был его собственным.
- Условие такой эмпатии - важнейший аспект способности любить. Понять другого, значит полюбить его не в эротическом смысле, а в смысле обращения к нему и преодоления страха потерять себя.
- Понимание и любовь неразделимы. Если они разделены, это уже рациональный процесс, и дверь к основному пониманию остается закрытой.
А также в книге "Искусство слушать" Эрих Фромм подробно описывает методы, динамику и мышление, которые обеспечивают оптимальные взаимоотношения в слушании как в терапии, так и в жизни.