Марианна Рыжкина - лицо, как говорится, широко известное в узких кругах. Почти четверть века она являлась прима-балериной великолепного Большого театра. Имя Рыжкиной ассоциируется с искусством, с качеством постановок и сложностью репертуара. И когда в балетных кругах пронеслась новость о том, что Марианна Рыжкина возглавила Театр оперы и балета Республики Коми, люди искусства смутились. Неужели такое возможно? И если раньше даже коренные жители Сыктывкара не знали о том, что в их родном городе ведет активную творческую деятельность Театр оперы и балета, то теперь об этом узнали даже за пределами России.
Необычное предложение
Конечно, трудно себе представить, что мировой звезде балета могут сделать такое "заманчивое" предложение - возглавить театр в Республике Коми. Сама Марианна вспоминает, что когда ей позвонили и начали разговор словами "Наверное, вы не поедете, но...", она сначала растерялась. Было очень неожиданно, и свое согласие прима выразила не сразу.
Ей нужно было лично приехать на локацию, познакомиться с труппой и репертуаром. Некоторое время она специально приезжала туда, чтобы уловить творческий дух или понять, что ничего не получится. Так незаметно пролетело два месяца, и Марианна даже поучаствовала в ежегодном балетном фестивале. Конечно, сейчас, когда Марианна Рыжкина возглавляет театр, само собой разумеется, что она дала согласие, но тогда это было что-то из разряда удивительного.
Поставленные задачи
Марианна Рыжкина смеется, что куда бы она ни приехала, например, в Пермь, рассматривать выпускников балетного училища, все удивлялись: неужели в далеком Сыктывкаре действительно есть балет? Однако то, что о театре практически никто не знает, не мешает, сам театр живет своей жизнью. На его сцене проходят такие шедевральные постановки, как "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Жизель", "Баядерка". Основной коллектив состоит из тридцати человек, и среди них нет ни одного приезжего. Все являются выпускниками местной гимназии искусств. Пока работать очень сложно. Конечно, не хватает кадров, особенно преподавателей.
Но Марианна не унывает и пока руководит всеми процессами сама: и репетирует, и ставит, и занимается административной работой. Нелегко, а что делать? Но процесс потихоньку идет. Сейчас директор работает над тем, чтобы изменить расписание: солисты должны репетировать отдельно от кордебалета, чтобы не было путаницы. Это необходимо потому, что солистов в театре мало, и они должны многое уметь и знать, специализации как таковой не существует.
Творческая программа
Когда Марианна Рыжкина только приехала в Сыктывкар, у нее состоялся разговор с директором на тему того, что ей, как новому творческому руководителю, хотелось бы сделать в первую очередь. А когда услышал, усмехнулся, мол, этих планов лет на пять хватит. Ритм тут совсем другой, темп. Остановились пока на планах на сезон. Конечно, хочется больше: событий, мероприятий, поездок и общения. Но и сделано немало. Например, поставлена совершенно новая постановка "Привал кавалерии", к юбилею Екатерины Максимовой, балетного педагога мирового уровня.
В гала-концерте сама Марианна тоже приняла участие, танцевала "Элегию". Вместе с новым директором в театр пришел и новый дирижер, которому, кстати, тоже сделали такое предложение - попробовать поработать в Сыктывкаре. И он переехал из Москвы, из Большого театра, в Коми. Вместе они уже поставили "Золушку" и сделали ее весьма оригинальной - отказались от классической сказки и ввели нового героя.
Про премьеры
Конечно, поклонников балетного искусства, зрителей, всегда интересует вопрос, касающийся премьерных постановок. Марианна Рыжкина на этот вопрос отвечает так. Она лично пока не определила ресурсы труппы, но то, что команда выпускает по одной крупной работе в год - уже успех. Вот в 2019 году премьеры было даже две. В финансовом плане театр получает поддержку и из федерального бюджета, и из регионального. Часть бюджета уходит на то, чтобы дать возможность другим артистам балета из разных городов увидеть других, показать себя. В Сыктывкар приезжают со своими постановками и труппы из Воронежа, Санкт-Петербурга, Москвы. По мнению примы, это очень важно. Публика и местные артисты должны видеть других артистов, танцовщиков. Труппа из Сыктывкара тоже довольно часто выезжает за пределы своей области, бывают гастроли в Германии, традиционно это декабрь. Танцуют "Щелкунчика" и "Лебединое озеро".
Балет Баланчина
В этом сезоне случилось еще одно большое творческое событие. Поставили балет Баланчина "Кончерто барокко". Уникальность истории в том, что театру из Коми удалось договориться обо всех деталях с фондом Баланчина - перенос разрешили сделать не американским репетиторам, а балетмейстеру Татьяне Чернобровкиной, которая за несколько месяцев до этого ассистировала при постановке "Кончерто барокко" в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Премьера была назначена на 15 марта, а на следующий день, 16 марта, на правительственном уровне были запрещены все мероприятия. Помогло самое настоящее чудо.
Телевизионный проект
На одном из федеральных каналов транслируется шоу "Большой балет". Удивительно, но за несколько недель до старта съемок Марианне Рыжкиной позвонили и поинтересовались, может ли она выставить на шоу свою пару либо кого-нибудь порекомендовать. Оказалось, да. Было решено, что Театр оперы и балета в Сыктывкаре будет представлять пара Анастасия Лебедик и Ринат Бикмухаметов. Настя - новичок в труппе, работает первый сезон, а вот Ринат - опытный солист, ведущий в театре артист. Их пара работает слаженно, поэтому Марианна Рыжкина не побоялась дать им партии разноплановые. Многое им приходится осваивать заново, но оно того стоит.