Проблемы общественного прогресса. Противоречивость общественного прогресса | Nastroy.net

18.08.2018 18:00

Прогресс – понятие противоречивое. На первый взгляд, оно имеет сугубо положительное значение, надо вставать на рельсы и стремиться только вперед к светлому будущему. Однако любые нововведения или реформы всегда вызывали в обществе волнения и страх. Все люди в какой-то степени стремятся к духовному единству с окружающим миром, а результаты научно-технического прогресса становятся инородным телом в этом налаженном механизме.

Прогресс и регресс

Это два полюса одного шара. Они тесно переплетены между собой и шагают всегда рука об руку. Но что же они несут?

Для начала разберемся с понятиями общественного прогресса и регресса. Первое – движение к совершенству, а второе означает возвращение назад, переход к более низким формам организации общества. Это противоположные, но взаимосвязанные понятия. Отделить их друг от друга часто бывает просто невозможно. В этом и кроется противоречивость общественного прогресса.

Добро неразрывно связано со злом, а прогресс - с регрессом. Таковы правила игры в жизнь. Проблема общественного прогресса состоит в том, что положительные изменения в одной сфере практически всегда сопровождаются деградацией или упадком во второй. Знаменитый английский врач-сексолог XX века Генри Хэвлок Эллис говорил, что прогресс является всего лишь заменой одной неприятности на другую.

О прогрессе писали многие философы: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Франсуа-Мари Вольтер, Жан-Жак Руссо, Николя де Кондорсе и другие. И у каждого из них был свой взгляд на это явление.

Критерии прогресса

Маркс отождествлял понятие общественного прогресса исключительно с развитием и совершенствованием производства. Кондорсе считал, что движение вперед есть эволюция человеческого разума, науки и просвещения.

На сегодняшний день нет универсальных критериев оценки прогресса. У разных философов свое видение проблемы. Наиболее объективными мерилами степени прогресса являются:

  1. Развитие орудий труда и производительных сил. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что исторический процесс обусловлен степенью превосходства человеком природы (экономический фактор).
  2. Улучшение условий жизни. Чем комфортнее и увереннее чувствует себя индивид, тем благоприятнее среда для его развития (социальный фактор).
  3. Рост степени свободы. Ее осознание помогает личности самореализоваться, происходит нравственное, моральное развитие (духовный фактор).

Переходим к обсуждению следующего вопроса.

Поговорим об умозаключениях ученых

Узнаем о взглядах на источники общественного прогресса «великих умов». Они выделяют их несколько. Итак, это:

  • деятельность самого человека, так как она носит характер преобразований;
  • материальное производство, поскольку социум развивается за счет производительности труда;
  • общественные классы;
  • социальные силы.

Многие исследователи полагают, что источник прогресса кроется в противостоянии производительных сил и трудовых отношений, в несоответствии материальных и культурных нужд человека. Основной причиной происходящих изменений является разница в потребностях и деятельности людей.

Поговорим о взглядах поэтов и писателей на проблему

Продолжаем разбираться в вопросе о противоречивости общественного прогресса. Приведем цитату современного французского писателя-прозаика М. Кундера:

Люди, зачарованные идеей прогресса, не задумываются о том, что каждый шаг вперед — это шаг на пути к концу.

Очень часто прогресс в одной сфере становится причиной регресса в другой, поэтому явление невозможно оценить однозначно. Чтобы получить результат, нужно сначала чем-то пожертвовать, иного пути развития просто нет. В этом и состоит главная проблема общественного прогресса.

У многих писателей и поэтов в произведениях приведены примеры общественного прогресса. Например, Рэй Брэдбери в своей книге «451° по Фаренгейту» рассказывает о потребительском социуме, о людях, которые разучились думать, переживать, страдать, а могут только получать призрачное удовольствие. Прогресс подарил им блага цивилизации, у них есть все: современные машины, квартиры, говорящие стены и много чего еще. Только главного нет – души и духовности, которую они где-то потеряли. Это книга, но она наглядно показывает, к чему может привести прогресс.

Продолжаем рассуждение с примерами

Проблемы общественного прогресса лучше всего проиллюстрировать на конкретных примерах. Так, с появлением интернета стала доступна любая информация, значит, фактически каждый человек может узнать все, что захочет. Есть множество вариантов для развития и самосовершенствования. Однако возникновение новых технических возможностей обесценивает человеческие знания. В интернете появляется много мусорной информации, которую приходится тщательно фильтровать. Большая часть материала, содержащегося во Всемирной сети, не проверена, много ошибочных данных. И порой слово превращается в орудие, которым распоряжаются совсем нечестно, организовывая информационные войны и дискредитируя людей.

Еще одним примером общественного прогресса, который наглядно иллюстрирует его противоречивость, являются исследования в области ядерной физики. С одной стороны, появился рентген, флюорография, ученые получили возможность наблюдать за самыми маленькими биологическими частицами, диагностировать болезни на ранних стадиях. А с другой стороны, люди создали и оружие массового поражения – атомную бомбу. Один из разработчиков этого чудовища Роберт Оппенгеймер потом сильно жалел о том, что породил такого монстра. Он выступал за введение международного контроля производства атомного оружия.

Стоит ли игра свеч?

За прогресс приходится платить, но иногда цена его оказывается слишком высокой. Продолжаем говорить о проблемах общественного прогресса.

Изобретение оружия привело к тому, что в войнах стало гибнуть больше людей. Количество человеческих жертв росло прямо пропорционально развитию снаряжения. Что же получится в сухом остатке? Жизни миллионов людей стали всего лишь разменной монетой в руках глав государств, которые вели свою политическую игру. Около 47 миллионов человек погибло во время Второй мировой войны. Все это случилось не лишь по прихоти одного индивида, а стало закономерным результатом прогресса. Катастрофа не может случиться на ровном месте, этому всегда предшествует цепочка определенных действий, событий и явлений.

Жить становится проще и лучше, но отсутствие одних проблем порождает другие, возможно, более серьезные. Поэтому возникает резонный вопрос: а не теряем ли мы больше, чем приобретаем?

А что дальше?

Машина прогресса летит вперед, совершаются все новые открытия, изобретаются удивительные вещи. Но инновации не всегда попадают на подготовленную почву, и у людей просто нет к ним иммунитета. Из-за такого несоответствия и возникают побочные эффекты. Об этом свидетельствует большое количество примеров общественного прогресса, которые привели к неожиданным результатам.

Глупо было бы пытаться законсервировать сложившуюся систему, прогресс неизбежен просто потому, что жизнь – это постоянное движение вперед. Можно было бы обвинить человекоподобную обезьяну в том, что она взяла в руки палку и вступила на скользкий путь эволюции и развития, но ведь это же неразумно. Все проявления общественного прогресса просто нужно принимать и адаптировать, учиться внедрять в жизнь, не забывая при этом о вечном.

Источник