История психологии началась в давние времена. Как говорят некоторые ученые, наука столь же древняя, как и человек, поскольку невозможно существование для представителей нашего вида без понимания мотивации и характера окружающих. Сперва представления были эмпирическими, а переход к теории произошел, когда окончательно стало ясно, что все наблюдаемое имеет некие естественные причины. Принцип назвали детерминизмом – именно на нем базируется наука о психике.
Как все начиналось
История развития психологии как науки, как считается, начинается с написанного Аристотелем труда, посвященного душе. В качестве самостоятельной научной дисциплины она окончательно сформировалась около века тому назад. Продолжительное время психология была элементом богословия, философии. В некоторых научных кругах ее обозначали другими терминами, к примеру, ментальной философией. В настоящее время ученые не уверены точно, что именно стал автором слова «психология». Есть предположения, что его ввел Меланхтон, другие приписывают Гоклениусу.
Значительные изменения можно видеть, анализируя историю развития психологии в девятнадцатом столетии. До этого века рассматриваемый термин не встречался в трудах английских ученых либо французов, зато распространенными понятиями был пневматология, душесловие. Впрочем, если современный человек заглянет в труды, изданные под такими заголовками, найти в них что-то общее с современными представлениями о психологии будет крайне затруднительно. Так сложилось, что психологические знания накапливались в разных областях интеллектуальной активности человека.
Невозможно говорить, что история психологии полностью повторяет эволюцию учений, посвященных душе и духовному. Конечно, некоторые совпадения наблюдаются до момента, когда рассматриваемая дисциплина получила самостоятельность, но метафизическая психология, как и эмпирическая, имеют исключительное обилие нюансов, не позволяющих приравнивать к ним науку, столь важную для человечества в наши дни.
Связи и взаимосвязи
Тесно связана история современной психологии и естественные науки прошлых лет. Наиболее близки между собой биология и психология, хотя во многом представления современных ученых основаны на фундаментальных работах медиков, педагогов, социологов прежних веков.
Не представляется реальным корректно отобразить историю психологии, проблемы, концепции науки, не беря в расчет естествознание. Свое влияние оказали и разные практические области, воздействовавшие на социум и корректировавшие развитие человека и его представления о своей природе.
Двадцатое столетие: шаг за шагом
В прошлом веке было несколько этапов, когда интерес к рассматриваемой науке был довольно высоким. В истории психологии как науки значимыми считаются начало 10-х годов, конец следующего десятилетия и начало 60-х. Каждый из периодов оказался переломным для дисциплины, существенные сдвиги были свойственны и идеям науки, и ее теориям. Первый такой важный перелом произошел в начале девятнадцатого столетия. Существовавшая ранее система оценки психологии подверглась жесткой критике, ушли в прошлое идеи феноменальности, актов сознания как области исследования психологов. Если ранее основным методом считалось наблюдение за собой, то ему на смену начинают приходить гештальтизм, бихевиоризм. Начинают закладываться принципы психического анализа, изучение бессознательного. Именно в это время были опубликованы первые работы по всеобщей психологии.
В конце второго десятилетия девятнадцатого столетия в условиях капитализма начался новый виток истории психологии как науки. Прежде доминировавшие психологические школы распались, исследования стали еще более разрозненными, сформировалось обилие новых подходов и теорий. Были предприняты первые шаги к объединению разных идей. На рубеже 30-х годов активизировался интерес исследователей к методологии познания психологии. Было издано немало психологических работ.
Прогресс не стоит на месте
Следующий важный этап в истории психологии и педагогики – 60-е годы девятнадцатого века. Началась новая волна исследований. Под влиянием научно-технологической революции научная активность получила новые возможности и средства, что позволило пересмотреть структуру исследований. Интенсификация, эффективность психологии как науки, определение наиболее актуальных направлений исследования, трансформация теории в практически полезный материал – именно такое направление развития свойственно психологии этого периода. Ученые оказались среди все нарастающего объема новых идей, среди которых необходимо было научиться ориентироваться быстро и четко, выбирая перспективные и оправданные подходы и предложения.
На фоне таких процессов повысился интерес к истории становления психологии, к историческому опыту. Особенно заметно это, если проанализировать работы психологов советской школы. Развитие психологической мысли в их трудах рассматривалось несколько иначе, нежели это было свойственно американской школе или историкам Западной Европы.
Советский подход: интересные особенности
История психологии в России тесно связана с идеями марксизма и ленинизма. Именно из них были взяты принципы формирования научного знания, которым подчинялась психология советского периода. Самым важным стоит назвать принцип историзма. Это означает, что необходимо особенное внимание уделять главной истерической связи. Все вопросы необходимо было рассматривать, учитывая процессы их возникновения, этапы развития. Исходя из полученной таким образом информации, принцип историзма требовал оценки явления в текущем положении дел.
Обусловленная марксизмом история отечественной психологии во многом регламентируется историческим и материалистическим пониманием социальной активности. Этот процесс воспринимался как нечто закономерное. Первичной относительно мышления считалась производственная человеческая активность.
Отражение и практика
Второй ключевой принцип, сформировавшийся по мере развития в истории психологии – метод отражения. Он также объясняется марксизмом, в котором базовая идея следующая: мышление есть отражение конструкций логики. Следовательно, научное знание в качестве действительного объекта весь период существования психологии исследовал психическую реальность, понимая под этим метод взаимодействия человека и среды, в которой он существует. Функции (бессознательное, сознательное, душевное) воспринимаются в качестве моделей, призванных воспроизводить существующее вне их и не зависящее от них.
История психологии тесно связана с идеями марксизма в области практики. Советские ученые признавали, что источник мысли не зависит от нее. Следовательно, нельзя говорить, что становление знания – это последовательность перехода между понятиями. Филиация идей стала несостоятельным термином в рамках советской психологии.
Прогресс науки
Изучаемый предмет в истории психологии существенно прогрессировал в свете выкладок советских ученых. Их работы позволили осознать основной недостаток капиталистического подхода: представители таких школ не уделяли внимания зависимости активности социума и научного прогресса. Недооцененными были также противостояния разных мировоззренческих взглядов. Познавательный процесс – это всегда диалектика, но во многих работах иностранных ученых этому вовсе не уделяется никакого внимания. В других трудах оценка есть, но она не соответствует историческим реалиям. Связь описания и объяснения в трудах капиталистических ученых имеет ряд несовершенств, которые в настоящее время заметны любому психологу-теоретику.
В истории социальной психологии капиталистического строя продолжительное время применялось два основных подхода: контекстный и персонализированный.
Персонализированный (персоналистский) подход
Любые теории и открытия, предположения и заблуждения имеют некоторого автора, чье имя сохраняется в истории психологии. Это стало базой предположения, будто бы причина научного развития – разум, воля, которые стали называться гениальной вспышкой, свойственной некоторой личности. Такая концепция проистекает из трудов Карлейля, продвигавшего так называемый культ героев. Она оказала сильное влияние и на исторические работы, и на психологию как науку.
В наши дни даже лица, придерживающиеся мнения о легендарности и величии личности отдельных психологов, стремятся в первую очередь определить обстоятельства, в которых они смогли стать таковыми. Бессодержательное представление о некотором внезапном возникновении идей ушло в прошлое. Такие общие подходы доказали свою некорректность.
Контекстный метод
Анализ истории юридической психологии, социальной, криминальной и прочих подвидов наук в рамках единой психологии позволяет понять, что любая идея всегда тесно связана с интеллектуальным климатом, в котором существовал ее автор. Это доказывают многочисленные факторы. В частности, нередко некоторое открытие одновременно происходит в разных странах, разными учеными, не имеющими связи друг с другом. Подтверждают теорию контекстного подхода и случаи, когда открытия были признаны лишь спустя годы, то есть общество развилось достаточно, чтобы понять и принять их. Можно смело говорить, что научное развитие имеет некоторую закономерность. Каждый отельный автор – представитель эпохи, которой он поддерживается, но ею же и ограничен.
Из истории возникновения психологии видно, что невозможно открыть нечто, если к этому нет предпосылок, своеобразного идейного фундамента. Не окажет это открытие и серьезное влияние на дисциплину, если нет адекватной атмосферы (научной, социальной). Впрочем, нельзя при этом отрицать и значимость отдельных личностей.
Тонкости и разночтения
Наиболее активно контекстный подход продвигался в работах Боринга, утверждавшего, что ключевым научным историческим взглядом должен быть сформулированный Толстым в «Войне и мире», где автор считает великих личностей рабами истории. Имена становятся не более чем ярлыками, которые нужны обществу, дабы отличать школы и идеи, эпизоды и направления. Боринг считал, что контекстный подход – метод утверждения детерминистского познавательного принципа в качестве основного постулата научного объяснения. В то же время нельзя говорить о том, что личность может стать источником или определить развитие мысли.
Шульц, иной представитель американской психологической школы, придерживался мнения, что оба рассмотренных подхода дополняют один другой и не вступают между собой в конфликт. История, как он считал, наглядно доказывает, что есть великие личности и события, сплетенные меж собою и влияющие друг на друга. Дух времени более важен, нежели конкретный человек, тем не менее оба они необходимы для развития.
Прогресс идеи
Контекстный подход имеет ряд недостатков, в силу чего не останавливаются попытки разработать более точные методы оценки истории психологии. Основная задача ученых – определение стабильных регуляторов процесса. Это стало фундаментом рождения принципа контрастирующих пар. Термин предложил американский исследователь Уотсон. В качестве базы взяли диадные признаки Мерфи. Так, для периода первых двух десятилетий девятнадцатого века для психологии было определено четыре базовые контрастирующие пары: цельное и частичное, качество и количество, функциональное и структурное, экспериментальное и статистическое. Считается, что сперва доминировал первый из указанных элементов пар, затем ему на смену пришел второй.
Анализ полувековой истории издания психологических трудов позволил выявить иные диады: рационализм и эмпиризм, телеология и механика, качество и количество. Предположили, что основная тенденция – рост удельного веса второго компонента пары. Прогрессом этой идеи стало деление теорий на два класса: детерминистические и акцентирующие ориентированность персоны на будущее. Это позволило определить важную диаду: детерминизм – телеология.
Возвращаясь к истокам
Взглянув еще раз на древнюю историю психологии, стоит обратить внимание на восточные регионы. Еще тысячелетия тому назад именно тут зарождались первые значительные цивилизации. Уже в те времена в социуме родились первые идеи, ставшие базы для науки, известной нашим современникам. Фундаментом идей в тот момент стала развитая материальная культура, подкрепленная довольно высокой производственной активностью. Такой общественный строй был причиной постепенно разделения на классы, формирования рабовладельческого строя. В тот момент людскими умами властвовала религиозная идея, продвигавшая теорию бессмертия духовного аспекта. Считалось, что душа может покинуть тело и отправиться в странствия, путешествовать между мирами. Впрочем, как видно из дошедших до наших дней достоверных источников, кроме религиозных, уже тогда существовали естественнонаучные взгляды относительно психической активности человека.
Первые шаги в направлении научной оценки духовного обусловлены идеей зависимости тела от природы, а души – от тела. Постепенно мифы переживали рационализацию, старым понятиям становились присущи иные признаки. Божество сохраняло статус верхового владельца, но его влияние на жизнь человека постепенно ослабевало. Такие изменения заметны уже в египетских памятниках культуры, сохранившихся до наших дней. В конце четвертого тысячелетия до наступления текущей эры в теологическом произведении упоминалось, что Птах – архитектор и устроитель этой жизни и всего живого, но лишь при условии получения информации от всех органов чувств возможно сознание человека. Централизованная деятельность организма, как следует из этих трудов, уже в те времена понималась как основа для сознания, то есть психики в современной трактовке.
Развитие теории
В восточном регионе, а впоследствии – в Древней Греции, наиболее значимой системой человеческого организма считалась кровеносная. Жизнь имела два начала – воздух и кровь. Из древних китайских источников известно, что сердце было основным органом, а начало, связанное с воздухом, было призвано отражать представления человечество о психической функциональности. Именно оно отвечало (в представлении древних китайцев) за возможность мыслить и говорить. В те времена люди считали, что область локализации мыслей – сердце, а вот чувства идут из печени.
Древнеиндийские целители помещали ответственный за психику центр в сердце. По мере развития представлений о человеческой анатомии начала появляться, центрирующаяся вокруг мозга, система. Именно древние медики – авторы учения о темпераменте. Первоначально оно было призвано отразить идеи обоснования отличия людей друг от друга. Темперамент, как считали в древности, связан со слизью, желчью, и тем началом, которое ассоциировали с воздухом. Деление на типы осуществляли, оценивая, какой и указанных элементов преобладал применительно к конкретному человеку.
Китайская психология: база классификации
Пожалуй, это первая известная в истории психологии попытка классифицировать всех людей на несколько групп. В прежние времена китайские медики говорили о людях, похожих на тигра и обезьяну, а также медлительных. В те времена моральные запреты и религия существенно ограничивали возможность исследования человека, но люди не оставили попытки выявить, каковы источники психофизиологических явлений. Так родилась идея представления воздуха в качестве переносчика душевных, психических процессов. Считалось, что воздух соединяет среду и человека, а значит, отражает зависимость тела и души. Психические и иные свойства тела в древней медицине объясняли через смешение природных аспектов.
Развитие социума сопровождалось новыми требованиями. Для их удовлетворения сформировались философские школы. Первое время они были очень тесно связаны с религиозными представлениями, тем не менее заложили базу для выявления логических нюансов существования человека и его взаимодействия с миром. Известно, что среди китайских и индийских мыслителей первые философские школы появились еще в середине первого тысячелетия до наступления текущей эры. Тому периоду свойственна острая политическая борьба и социальные разногласия, повлиявшие на становление древних идей.
Базой для формирования первых философских школ, которые в будущем стали фундаментом развития психологии, были представления, сформированные за века и тысячелетия до этого. Мыслители перерабатывали их, подстраивая под изменение идеологии. Особенно интересными в этом аспекте кажутся Веды, чей загадочный стиль написания давал возможность многогранной трактовки и многозначной интерпретации. Следует отметить, что Веды интересны в аспектах рассмотрения проблемы души – именно в них люди пытались осмыслить правила поведения, понять значимость совершенствования личности.