Женщины издавна считались излишне разговорчивыми и болтливыми. В то время как представители противоположного пола считаются, наоборот, очень сдержанными и молчаливыми. Как появились распространенные стереотипы о стиле общения мужчин и женщин? И почему многие люди убеждены в их подлинности, несмотря на то что результаты многочисленных исследований опровергают их?
Пустая болтовня женщин и важные разговоры мужчин
Распространенный стереотип восходит своими корнями к ранним греческим и римским философам, в чьих трудах часто восхвалялись мужчины и осуждались слабости женщин. Например, в "Истории животных" Аристотель говорит, что женщины говорят неправду и склонны жаловаться.
Долгое время считалось, что женские разговоры не имеют отношения к общественным сферам. Древнегреческий эссеист Плутарх предположил, что знаменитая статуя Афродиты с черепахой служит иллюстрацией того, что главная роль женщины заключается в хранении домашнего очага и что она за его пределами должна хранить молчание.
Как отмечает лингвист Дженнифер Коутс в своей книге "Женщины, мужчины и язык", представительницы слабого пола считались нравственными и добродетельными, а те, кто придерживался доминирующей социальной структуры, ценились. Добродетельные женщины, согласно Аристотелю, не должны были участвовать в общественных делах.
На тех, кто нарушает общественный порядок (говоря не в свою очередь или на темы, не относящиеся к семейному кругу), смотрели с презрением и определяли как действующих вне рамок женственности. Например, римский консул Катон Старший наказывал матрон, которые имели наглость обращаться со своими заботами к мужьям других женщин.
Женские разговоры в Средние века
Традиция трактовать женские публичные выступления как ненадежные и морально сомнительные прослеживалась в религиозных текстах в XII и XIII веках. В то время клерикальные Писания предупреждали об опасности женских лживых речей. Действительно, термин "бабушкины сказки" восходит к ранним предупреждениям о склонности женщин рассказывать аморальные истории, которые не имеют ничего общего с действительностью.
После черной смерти возможности представителей крестьянского класса выросли, поскольку массовая гибель людей в Европе создала экономическую и социальную пустоту.
Но повышение статуса также вызвало рост политических волнений, поскольку низшие классы начали проявлять недовольство против крайне несправедливой системы местного управления и налогообложения. Женщины, которые высказывали свои опасения и недовольство в полупубличных сферах, стали рассматриваться как потенциально опасные, а их беседы приравнивались к революционным призывам. В результате, чтобы ограничить сарафанное радио Средневековья и контролировать высказывания людей, власти приняли решение криминализировать подобные беседы. Болтовня приравнивалась к так называемыи языческим грехам. Предъявление подобных обвинений бросало позор на обвиняемых и стало очень эффективной формой общественного контроля.
Ученым удалось выяснить, что чаще всего под суд попадали именно представительницы женского пола. Они осуждались за брань и клевету. В результате во многих более поздних произведениях появились негативные литературные образы беспутной болтливой женщины.
Сплетни - прерогатива женщин
Кроме того, наиболее часто презрительно воспринимаемый тип беседы, который мы называем сплетнями, остается связанным с разговорами о женщинах.
Хотя первоначально у термина "сплетня" было совсем другое значение. Слово "gossip", которое сегодня переводится с английского как "болтовня", первоначально означало "Бог-родитель" и использовалось для описания тех, кто собирался на крестины. Со временем термин стал относиться только к представительницам прекрасного пола, которые присутствовали на таких мероприятиях, а затем и вовсе стало относиться к любому собранию друзей-женщин. Именно в этот момент термин начал семантически деградировать для обозначения клеветнических разговоров, связанных с женщинами.
В 18-м и 19-м веках происходила демонизация женских слов в общественных сферах
В 18-м и 19-м веках ситуация изменилась. Начала прослеживаться демонизация женских слов в общественных сферах, наряду с растущими представлениями о стандартах и чистоте. Ожидалось, что женщины с хорошей репутацией будут образцами чистой и стандартной речи, но их часто обвиняли в недостатках и слабом языке. Книги по этикету той эпохи восхваляют тихую и почтительную женщину и осуждают громкую и пронзительную.
Женские разговоры в современную эпоху
В наше время женские голоса за пределами дома, так называемого семейного очага, все еще сталкиваются с трудностями, особенно в тех отраслях, где доминируют мужчины.
По-видимому, мы все еще придерживаемся идеи, согласно которой речь в общественном достоянии лучше оставить мужчинам. Давние представления о женской речи создают тонкие, но очень реальные препятствия для вклада женщин в профессиональную, институциональную и образовательную сферы. Лингвист Дебора Таннен предполагает, что женщины более сдержанны в разговорах, когда речь идет о сферах, где доминируют мужчины.
Психологу Виктории Бресколл удалось выяснить, что институциональная власть поощряет мужчин, но не поощряет женщин говорить больше. Дело в том, что влиятельные женщины боятся негативной реакции, которая отсутствует у мужчин, когда берут на себя роль спикера.
Поэтому мы обязаны дать возможность нашим матерям, дочерям, сестрам и т.д. высказаться и найти время, чтобы выслушать то, что они говорят, сопротивляясь социально-исторически внушенному импульсу, согласно которому женщины не могут внести большой вклад.