Кто застал 70-е гг., наверняка помнит те огромные очереди за хлебом, которые можно было увидеть в каждой деревне. Люди ожидали машину с продуктами, вооружившись огромными сетками и пакетами. Брали сразу по пять буханок, а для того, чтобы купить больше, приводили с собой детей. Ибо часто в очереди провозглашалось: "Больше пяти в одни руки не давать!".
Главная причина
О чем это свидетельствовало? Нынешняя молодежь может решить, что после Великой Отечественной и голодных послевоенных лет у людей выработался страх вновь пережить подобное, поэтому они и закупали хлеб впрок. Но это не так! Семьи были столь велики, что им действительно необходимо было столько ржаных буханок? Тоже нет. Да и питались люди не настолько плохо, чтобы нуждаться исключительно в хлебе.
Причина была в другом, ведь подобные очереди можно было встретить только в селах и деревнях. Там, где держали скотину. Еще теплые буханки приобретали для свиней, которых нечем было кормить. В 70-е гг. в дефиците были комбикорма. Их выписать могли только работники совхоза, да и то не всегда. Распространено было такое явление, как воровство на рабочем месте. Людей, которые выносили ценные вещи со своих предприятий, называли "несунами". Это явление в советские времена было очень распространено.
Парадоксы экономики
В советские времена тотального дефицита продуктов была принята "Продовольственная программа", целью которой должно было стать изобилие на прилавках магазинов. Однако оно так и не наступило, несмотря на огромные затраты, которое несло государство. В августе 1983 года с США был заключен договор о закупке у них зерна на 10 млрд долларов. Для сравнения: завод "Фиат" (нынешний "АвтоВаз") обошелся стране в 900 млн. За границу отправлялось наше "черное золото", а закупались продукты питания. Каждая четвертая буханка выпекалась из импортного зерна. Вот и получалось, что кормили свиней дефицитной валютой.
"Битва за урожай"
Не один год в стране разворачивалась настоящая битва за урожай. В помощь совхозам каждую осень отправлялись школьники, студенты и даже сотрудники научно-исследовательских институтов. Страна рапортовала о рекордных цифрах. Но это и было главным - отчитаться. Судьба урожая никого больше не интересовала. В хранилищах гнили овощи и картофель, на току горело зерно, так как его даже не успевали ворошить. Об этом снимали сатирические очерки, писали острые фельетоны в журнале "Крокодил", но ничего не менялось.
Ставились лишь рекорды по закупке импортного продовольствия. Свое гнобили, чужое закупали, ставя новые рекорды. Так, в 1984-м закупили 40 млн тонн зерна, а в 1985-м - 44.
И это при том, что в стране сельхозтехники производилось больше, чем где-либо в мире.
Послесловие
Такая схема, когда собственных свиней кормили зерном за валюту, однажды должна была разрушиться. Это и случилось. Полки магазинов вмиг опустели. Пошли разговоры о продовольственном дефиците, который был создан искусственно. И хотя и раньше они не были особенно полными, дело в другом. Закончилась эпоха производства ради производства, когда никто не знал, что делать дальше после того, как завершался отчетный период.